На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Назад в прошлое
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Величайшая тайна истории
   

   
     
   
     
Фрагмент эпоса «О все видавшем» из глиняной библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, раскопанной в Ниневии. Здесь содержится текст о всемирном потопе  
Фрагмент эпоса «О все видавшем» из глиняной библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала, раскопанной в Ниневии. Здесь содержится текст о всемирном потопе  

...Он слыхал о горах, чье имя — Машу...
«Никогда, Гильгамеш, не бывало дороги,
Не ходил еще никто ходом горным»...
С духом собрался, вперед зашагал он...
Темнота густа, не видно света...
На двенадцатом поприще свет появился,
Поспешил он, рощу из каменьев увидев:
Сердолик плоды приносит,
Гроздьями увешан, на вид приятен...
Гильгамеш, проходя по саду каменьев,
Очи поднял на это чудо.

Вавилонский эпос «О все видавшем»


Потопов было много...
Существовала ли Атлантида, и если да, то насколько высокой была цивилизация, погибшая, по словам древнегреческого философа Платона, вместе со своим материнским островом примерно 11500 лет назад? Мы начали этот разговор в октябрьском (2004 год) номере нашего журнала; но важность и обширность затронутой темы заставляют продолжить размышления о самой древней и жгучей загадке в истории человечества.

Археологи Ангелос Галанопулос и Спиридон Маринатос, знаменитый путешественник и исследователь морских глубин Жак-Ив Кусто, многие другие ученые доказывают: катастрофа произошла вовсе не так давно и не была столь разрушительной.

В середине II тысячелетия до н. э. мощное извержение вулкана на острове Тира (Санторин) в Эгейском море привело к упадку и конечному исчезновению самую высокую на те времена культуру Средиземноморья, крито-минойскую. Именно этот катаклизм, в конечном итоге, породил легенду о затопленной стране Атлантиде, впоследствии литературно обработанную Платоном.

Версия, как говорится, изящная, хорошо подтвержденная данными истории и археологии. Но изучение других материалов приводит к очень интересному выводу. В текстах своих диалогов Платон, сам того не зная, смешал воедино сведения о двух Атлантидах, двух трагически погибших высоких цивилизациях древности. Одной из них и вправду было царство Миноса, подвергшееся удару стометрового цунами.

Эта страна могла, как сказано у философа, воевать с древнейшими Афинами; описание Атлантиды в диалогах «Тимей» и «Критий», ее великолепной столицы, дворцов и храмов, флота, хозяйства вполне отвечает образу высокоразвитой монархии бронзового века, каковой и была империя минойцев.

Однако дата трагедии вовсе не случайна — и наверняка не является результатом простой ошибки греков, плохо знавших египетскую письменность и оттого-де «состаривших» события в десять раз. Задолго до извержения в Эгейском море, надо полагать, в мире действительно произошло катастрофическое событие, памятное всем народам. Недаром в «Тимее» говорит египетский жрец: «Вы храните память об одном потопе, а ведь их было много до этого»...
 
   
 
 ВнизВверх
Раса могучая и развращенная
 

  Прорисовка крышки саркофага из Паленке. Если рассматривать ее горизонтально, действительно можно увидеть нечто вроде устройства, всасывающего воздух, за ним — фигуру пилота возле панели управления, камеру сгорания и реактивное сопло, выбрасывающее огонь. Впрочем, серьезные ученые-майянологи это толкование отвергают
  Прорисовка крышки саркофага из Паленке. Если рассматривать ее горизонтально, действительно можно увидеть нечто вроде устройства, всасывающего воздух, за ним — фигуру пилота возле панели управления, камеру сгорания и реактивное сопло, выбрасывающее огонь. Впрочем, серьезные ученые-майянологи это толкование отвергают
Каменный саркофаг правителя в Храме Надписей, в древнем городе майя Паленке. Рельеф на его крышке давно служит предметом споров: не высек ли художник VII столетия чертеж реактивного авиационного двигателя?  
Каменный саркофаг правителя в Храме Надписей, в древнем городе майя Паленке. Рельеф на его крышке давно служит предметом споров: не высек ли художник VII столетия чертеж реактивного авиационного двигателя?  
Начало великой битвы, описанной в эпосе «Махабхарата». На этом поле было применено оружие «Брахмаширас», очень напоминающее атомное  
Начало великой битвы, описанной в эпосе «Махабхарата». На этом поле было применено оружие «Брахмаширас», очень напоминающее атомное  
«В то время были на земле исполины... это сильные, издревле славные люди.
И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил...»

Все, конечно, узнали описание всемирного потопа в Ветхом Завете. Замечу сразу: здесь, так же, как и в диалогах Платона, говорится об исчезнувшем царстве «сильных, издревле славных» и... предельно аморальных людей.

Собственно, Атлантиду олимпийцы покарали как раз за упадок нравов. «Они [жители Атлантиды — А. Д.] оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили благопристойность.

Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище... они казались прекраснее и счастливее всего как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила.

И вот Зевс, бог богов, блюдущий законы... помыслил о славном роде, впавшем в столь жалкую развращенность, и решил наложить на него кару, дабы он, отрезвев от беды, научился благообразию». (Диалог «Критий».) Даже слова у Платона и у неведомого автора «Книги Бытия» весьма схожи!

Пойдем дальше. Древние семиты (арамейцы) позаимствовали сюжет мифа о потопе, вошедший в Библию, у вавилонян, те унаследовали его от шумеров.

В самом деле, вавилонская эпическая поэма «О все видавшем», восходящая к источникам III - II тысячелетий до н. э., дает убедительную картину катастрофы.

По непонятным причинам (уцелели только фрагменты поэмы) «богов великих потоп устроить склонило их сердце». Разумеется, этот план был тайной для всех людей; лишь одному жителю города Шуриппака на берегу реки Евфрат, некоему Утнапишти, верховный бог Эа велел построить огромный четырехугольный корабль.

Точно так же, как много столетий спустя герой Библии — Ной, Утнапишти соорудил ковчег. «Поднял на корабль всю семью и род мой, скот степной и зверье, всех мастеров я поднял...»

Словом, опять-таки, подобно Ною, шумеро-вавилонский герой пережил всемирное наводнение на своем судне — и также причалил к горе. Только Ной к Арарату, а Утнапишти — к горе Ницир. Как увидим дальше, этот «горный» финиш — немаловажная подробность...

Наука вроде бы подтвердила правдивость начальной легенды. Английский археолог Леонард Вулли, занимавшийся в 1927-1928 годах раскопками на берегах Евфрата, нашел на глубине двадцати метров пласт чистейшего ила. Выше располагался слой с остатками царских гробниц города Ура.

В иле — ни черепков, ни мусора, ни каких-либо следов человеческой деятельности. Вулли решил копать глубже — и не ошибся. Под трехметровою толщей древних речных осадков опять стала попадаться керамика, причем мало похожая на оставленную жителями Ура.

Возможно, это и был мифический Шуриппак... Не оставалось никаких сомнений: свыше пяти тысяч лет назад в стране шумеров произошел потоп! Но — местного значения, просто ненормально высокий паводок на Евфрате, вероятно, вызванный ливнями.

Действительно, — такое бедствие, возможно, унесшее не одну тысячу жизней в Шуриппаке и его окрестностях, могло остаться в народной памяти и обрасти сказочными подробностями. Более того, никак не осведомленные о событиях в большом мире шуриппакцы могли решить, что, как говорится в эпосе, «все человечество стало глиной».

Однако, снова-таки, эта версия не объясняет именно всемирности мифа о чудовищном наводнении. В статье «Атлантиды трех морей» мы говорили о том, что потоп живописуют священные книги и эпосы множества народов, от кельтов до индейцев Центральной Америки. Вряд ли во всех этих местах пользовались шумерскими источниками!..

Хотя — помимо сюжетной близости, в мифах о мировой катастрофе есть еще и, так сказать, сходство идейное. Атланты Платона и допотопное человечество Ветхого Завета понесли кару за злые страсти, гордыню и развращенность; но ведь о том же говорят и папирусы древнего Египта! За великие грехи боги решили наказать людей смертью — и послали на землю богиню-львицу Хатор-Сехмет.

Многих убила она, прежде чем совет богов сжалился над остатками рода человеческого. Тогда ужасную львицу напоили допьяна пивом, и она прекратила истребление... В священной книге индейцев киче «Пополь Вух» говорится, что боги создали сначала глиняных людей, весьма неудачных, затем — деревянных, не имевших души и разума; обе расы были уничтожены, от них уцелели только выродившиеся лесные обезьяны...

Во многих книгах, посвященных анализу мифов разных народов, можно найти утверждение, что их общая идейно-сюжетная основа коренится в сходных социальных и хозяйственных условиях существования. В обществах, переходящих от первобытного равенства к имущественному и классовому расслоению, становятся сильны мотивы эсхатологии — учения о грядущей гибели, конце мира. Видя, что насильников и угнетателей не удается покарать своими силами, мифотворцы — выразители настроения масс — придумывают для них божью кару.

Более того, — как предупреждения, возникают легенды о странах далекого прошлого, где, мол, тоже правили жестокие богачи, но были наказаны высшей силою... Все так. И тем не менее, мифологическая реальность не сводится лишь к образному отражению отношений в обществе.

Под ней всегда лежат действительные события. Однажды астрономы проанализировали прибалтийское сказание о ведьме, летающей ночами на серебряной метле — и пришли к выводу, что в сказке зашифрована память о появлении над этим краем большой кометы... около десяти тысяч лет назад!

Недаром Николай Рерих подчеркивал познавательную ценность устной народной традиции: «Сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков». И еще: «Знание преображается в легендах. Сколько забытых истин сокрыто в древних символах.

Они могут быть оживлены опять, если мы будем изучать их самоотверженно». По мнению знатока античной культуры И. М. Трояновского, «миф никогда не рассматривается как вымысел»; мифы мыслились своими создателями, «как подлинная история, но история особенно ценная, устанавливающая нормы на будущее»...
 ВнизВверх
Атомная бомба в древней Индии
 

   
     
   
     
Псковская икона XIV века «Воскресение — сошествие во ад». Этот иконописный канон некоторые исследователи склонны толковать, как изображение человека во взлетающей ракете  
Псковская икона XIV века «Воскресение — сошествие во ад». Этот иконописный канон некоторые исследователи склонны толковать, как изображение человека во взлетающей ракете  
Николай Рерих. «Оттуда», 1935-1936 гг. Изображен посланец Шамбалы, выходящий из глубины гор к людям  
Николай Рерих. «Оттуда», 1935-1936 гг. Изображен посланец Шамбалы, выходящий из глубины гор к людям  
Итак, примем за основу для дальнейших рассуждений, что катастрофа действительно была; что была она воистину всепланетной, вызванной, очевидно, столкновением Земли с относительно крупным астероидом около 12 тысяч лет назад, — причем роковой «гость» из Космоса, по целому ряду данных, врезался в земную поверхность где-то возле Мексиканского залива.

Предположим, что большинство людей вправду погибло и лишь небольшая кучка «праведников», предупрежденных о потопе, спаслась на гигантских ковчегах, сохранив при этом своих домочадцев, животных и растения.

Но если «допотопные» кораблестроители были способны собирать на своих верфях такие суда, — значит, мы имеем право говорить и о наличии на Земле цивилизации, куда более ранней, чем египетская или шумерская, и, возможно, более высокоразвитой. Насколько же высоким был этот загадочный взлет науки и техники неведомых, незапамятно древних интеллектуалов?..

Перед нами — величайший из великих эпосов мира, индийская «Махабхарата». Поэму эту, создававшуюся много веков подряд и завершенную где-то к середине I тысячелетия н. э., слагают 18 книг; многие из них по объему больше «Илиады» Гомера...

В книге десятой — «Нападение на спящих» — содержатся описания некоего оружия «Брахмаширас», примененного в великой битве двух царских родов за первенство в стране. Его использовал один из героев, Ашваттхаман, сын Дроны. Вот фрагменты главы XIV:

...Остро-жгучее оружие сына Дроны
В ореоле лучей воссияло великим блеском.
Раздавались непрерывные раскаты грома, тысячами падали звезды,
Великий ужас во всех существах родился.
Мощный грохот возник в поднебесье, ярко вспыхивали огромные снопы молний,
Закачалась вся земля с ее горами, деревьями, лесами...
Никогда превосходные великоколесничие, знатоки разного оружия,
Это оружие ни в каком случае против людей не обращали.

Конечно, все это можно назвать поэтической метафорой чудовищной грозы.

Но вот несколько занятных подробностей. Чтобы унять Ашваттхамана, на поле битвы посланы два небесных мудреца-риши. Они велят остановить действие выпущенной на волю злой силы, — но сын Дроны отвечает, что сделать это можно лишь одним способом: «вонзив оружие в зародыши жен Пандавов» (т. е., жен врагов)!

Зародышей в пандавских женщинах она убьет!
Ведь величайшее оружие не может быть тщетным!

В редакционном предисловии к этой книге, выпущенной туркменским издательством «Ылым» в 1982 году, прямо говорится, что «при чтении описаний... «дивного оружия», испепеляющего все живое и поражающего механизмы наследственности, невольно приходят в голову аналогии с ракетно-ядерным и другим оружием современности.

Такие же параллели, по свидетельству Роберта Юнга, приводили физики Эйнштейн и Оппенгеймер, знакомые с «Махабхаратой».

Добавим, что название книги помянутого Юнга о работе над американской атомной бомбой — «Ярче тысячи солнц» — тоже взято из таинственного эпоса Индии...
Возможность «атомной войны», описанной в древней поэме, подтверждается (разумеется, косвенно) не одними мифами. Историк и собиратель разных загадочных фактов Александр Горбовский пишет о том, что однажды в индийской земле был выкопан археологами скелет, чья радиоактивность в десятки раз превосходила нормальную.

Ученый-востоковед и писатель Эндрю Томас сообщил, что ему приходилось видеть в Китае древние круги опаленной, оплавленной земли; причем, круги эти находились в пустынной местности, где в ту пору китайские власти проводили ядерные испытания, и были в точности похожи на следы новых взрывов!

Может иметь отношение к теме и следующий факт. Автор этих строк самолично отыскал в книге «Достопамятности в мире», издания 1822 года, очерк под названием «Остекляненныя крепости в Гейланде (Highlands), что в Шотландии».

Там описываются некие старинные каменные постройки «на вершинах многих гор», чьи стены носят следы оплавления и словно покрыты стеклом. «Шотландские ученые прилежно вникали, каким образом были растапливаны сии каменья — особливо в такой стране, где совсем нет лесу...»

О рентгеновском зеркале и клонированных гепардах
Теперь — немного о «носителях» возможных атомных бомб древности.

Первые упоминания о летательных аппаратах — виманах — содержатся в Ведах, самых ранних священных книгах все той же Индии. Главная из них, «Ригведа», в одном из гимнов богам повествует о небесной колеснице, способной лететь среди облаков «быстрее мысли». Этот аппарат имел треугольную форму (совсем, как современные истребители), был трехэтажным; вело его три пилота, а пассажиров в салоне могло находиться до восьми.

Колесница в полете издавала громкий звук, могла садиться на землю (для этого было три колеса) и на воду. Другая вимана из «Ригведы» была сделана из сплава трех металлов — золота, серебра и железа; она несла на себе четыре бака для жидкого топлива, а при взлете издавала оглушительный грохот и оставляла за собой ураганный ветер...

Об этих и многих других легендарных «самолетах», порой вполне убедительных, пишет в своей книге «Виманы в древней Индии» профессор Дилип Кумар Канджилал.
Свод китайских легенд, как ни странно — довольно точных в датировке, приводит данные о том, как некий Гоу Чжи в 2309 году до н. э. достиг Луны на искусственной птице, оставлявшей за собою «поток светящегося воздуха»

Хитроумные выдумки? Возможно. Но вот известие другого рода. Однажды в музее исторических драгоценностей в Боготе, столице Колумбии, любознательный посетитель, геолог по фамилии Андерсен, заметил странную фигурку из чистого золота.

Надпись рядом называла старинное индейское изделие «птицевидным», — но глаз ученого сразу отметил поразительные детали: треугольные дельтовидные крылья, нечто вроде открытого фонаря кабины, наконец, хвост с вертикальным стабилизатором, какого нет ни у одной птицы! Андерсен добился разрешения обследовать статуэтку.

Специалисты по аэродинамике из США провели обмеры и расчеты, испытали «птичку» в аэродинамической трубе, где «обдувают» модели самолетов, и пришли к однозначному выводу: более тысячи лет назад индейскими мастерами была сделана... точная модель летательного аппарата, рассчитанного на полет в несколько раз быстрее звука. Орнамент, украшения — просто дань эпохе...

А сколько уже копий сломано спорщиками по поводу надгробной плиты VII века из подземелья Храма Надписей в мертвом городе Паленке, некогда — одном из главных центров культуры майя! Большинство исследователей видит в рельефе на этой плите лишь мифологическую сценку: усопшего правителя, возлежащего в загробном царстве под мировым древом.

И вправду, под плитой покоится известный в истории майя владыка Паленке, Ханааб Пакаль*... Но больно велик соблазн увидеть в хитросплетениях каменной резьбы подробную схему реактивного двигателя: устройство, засасывающее воздух, камеру сгорания, сопло! Честно говоря, похоже...

Особо ретивые сторонники гипотезы о технической пра- или предцивилизации (или о вмешательстве в земную историю инопланетян) даже русский иконописный канон «Спас в силах» порой толкуют, как стилизованное изображение человека, находящегося во взлетающей ракете...

Похоже, что до нас, в виде мифов или произведений искусства, доходят порой предельно искаженные, стилизованные, украшенные сказочными подробностями, но все же — образы «техногенного» происхождения, ставшие более или менее понятными лишь в ХХ веке. На рельефах Ассирии кое-кто из наиболее смелых толкователей находит... танки, идущие на штурм крепости. Описания «железных колесниц» в одной из книг Библии, а также гигантской бронированной саранчи в Апокалипсисе также трактуются, как попытки изобразить военную технику.

Китайское предание говорит о волшебном зеркале, с помощью которого человек (в данном случае, его хозяин, император) мог видеть собственные внутренности. На знаменитых «черных камнях Ики», коллекция которых была собрана перуанским врачом Хавьером Кабрерой, в давние времена были выгравированы изображения хирургических операций: кесарева сечения, трепанации черепа и даже пересадки сердца.

А вот скромная с виду, но, быть может, наиболее доказательная находка: глиняный кувшинчик с находящимися внутри деталями из железа и меди, обнаруженный возле Багдада. Возраст — более трех тысяч лет. По мнению экспертов, это гальванический элемент, «батарейка», дававшая довольно слабый, но надежный ток.

Может быть, подобными источниками энергии были снабжены и светильники древних египтян? Иначе — как пояснить, что глубочайшие подземелья расписаны искусными фресками, а на потолке нет и следа копоти, которую должны были бы оставить любые свечи, лампады или факелы?..

Немало есть доказательств того, что працивилизация располагала большими знаниями в области селекции и генетики: до сих пор загадочно происхождение кукурузы и иных культурных злаковых растений; непостижимы, с точки зрения природного развития, питательные свойства сои. Один из номеров американского «Сайентифик джорнэл» однажды опубликовал статью, где доказывалось, что все гепарды, эти странные кошко-собаки, могут считаться... генетическими близнецами, чуть ли не клонами одной особи!

Но список подобных «чудес», легендарных, летописных или выявленных с помощью нынешней науки, можно продолжать на многих страницах. Попробуем кое-что обобщить — и выйти на главную мысль нашей статьи. Читать дальше
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://www.vokrugsveta.com обязательна
 
  Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU  
• Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам