На Главную Страницу Вниз   Rambler's Top100
Культурное наследие
Навигатор
 Карта сайта
Новости
Архив
Пресс клуб
Подписка
Баннеры
Реклама
 
Содержание рубрики
 
 На предыдущуюВнизНа следующую
Прерванная серенада Гленна Миллера
 
За сто лет своего существования
джаз доказал, что он — не только
специфический род музыки,
но и особая культурная среда,
создаваемая плеядой
неповторимых людей.
Ли Морган Клиффорд Браун Чарли Паркер Джон Колтрейн

 
  Главным хранителем и распорядителем записей музыки Гленна Миллера была и остается компания «RCA Victor». Благодаря ей многие диски великого мастера джаза стали «золотыми»
 
   
 
   
Гленн Миллер  
... И через сорок лет после гибели Гленна Миллера записи его оркестра обретали статус «золотых». Миллер добился того, что музыка, еще вчера считавшаяся чисто развлека-тельной, на один уровень с европейской стала классикой.
У его оркестра был неповто-римый, сразу узнаваемый голос. Кларнет вел мелодию, а группа саксофонов вторила ей октавой ниже... То были эталоны стиля.
 
В 1939 году оркестр Гленна Миллера стал «звездой» радиоцикла «Честерфилд Супер Клуб», выходившего в эфир трижды в неделю  
В 1939 году оркестр Гленна Миллера стал «звездой» радиоцикла «Честерфилд Супер Клуб», выходившего в эфир трижды в неделю  
Музыка из фильма «История Гленна Миллера» в марте 1954 года стала самой популярной в Америке  
Музыка из фильма «История Гленна Миллера» в марте 1954 года стала самой популярной в Америке  
К 100-летию Гленна Миллера
Над всеми джазовыми личностями и по степени одаренности, и по объему наследия возвышаются два гения, проживших отпущенную им жизнь сполна. Это Луи (Льюис) Армстронг и Эдвард «Дюк» Эллингтон.

А вот жизни многих других музыкантов, по самым различным причинам, ломались в пору молодости или творческой зрелости. Словно какой-то рок внезапно обрывал их игру на самой высокой ноте...

Джазовый пантеон непрерывно пополнялся все новыми именами молодых дарований.

25-летним погиб в автокатастрофе великолепный трубач 50-х годов Клиффорд Браун. В 28 лет ушел из жизни корнетист «Бикс» Бейдербек; в 33 года был случайно застрелен ведущий трубач 60-х Ли Морган.

Легендарный альт-саксофонист Чарли Паркер, не сумев оправиться от морального удара после смерти своей маленькой дочери, умер 34 лет от роду.

Пианист Фэтс Уоллер и певица Бесси Смит покинули этот мир в 39 лет; саксофонисты Лестер Янг — в 39 лет, Джон Колтрейн — в 40...

Но есть среди этой когорты знаменитостей человек, ушедший таинственно, на самом пике популярности и успеха; человек, вся слава которого при жизни продолжалась всего несколько лет, но после его загадочного исчезновения не тускнеет уже шесть десятилетий.

Ему тоже было сорок...

Речь идет об Элтоне Гленне Миллере, которому 1 марта 2004 года исполнилось бы сто лет.

Родился он в небогатой семье, в маленьком городке Клоринда штата Айова. Как и многие не слишком состоятельные американцы, семья Миллеров кочевала по стране.

Когда она оказалась в Колорадо, — к Гленну пришла первая в его жизни популярность. Его признали… лучшим правым крайним игроком во всех школьных футбольных командах штата!

А как же музыка? Она тоже пришла очень рано. Мальчуган так «заболевает» джазом, что в тринадцать лет покупает тромбон и создаёт со своими друзьями свой первый бэнд.

Но у Гленна еще нет твердого намерения стать профессиональным музыкантом. Он поступает в Колорадский университет.

Однако в 1924 году студент Гленн Миллер знакомится с джазменом Томом Уоткинсом, который приглашает его в свой оркестр, в Лос-Анджелес.

Там завязывается дружба юноши с восходящей звездой джаза, Бенни Гудменом. И обороты музыкальной карьеры Гленна начинают раскручиваться.

В 1926-1927 годах Миллер играет в оркестре Бена Поллока, затем — у Пола Аша, у Реда Николса...

Весной 1934 года Гленн становится тромбонистом и аранжировщиком в оркестре братьев Томми и Джимми Дорси.

Тогда как раз начиналась новая эра джаза — пора свинга; Дюк Эллингтон записал пластинку с песней «Без свинга нет ничего».

Эта музыка существенно отличалась от начального, новоорлеанского джаза. В ритме свинга большие оркестры звучали, как один многократно усиленный инструмент...

Надо помнить о том, что в начале 30-х годов Америка переживала великий экономический кризис.

Он наложил свой отпечаток на искусство. Вот как Скотт Фитцджеральд описывал душевное состояние Дика Дайвера, героя своего романа «Ночь нежна»: «Ему, в его душевной опустошенности и усталости, захотелось, чтобы молящиеся помолились и за него, — но о чём, он не знал, разве только о том, чтобы не затопила его с каждым днём нарастающая тоска».

В лад звучат размышления Фредерика Генри из «Прощай, оружие» Хемингуэя: «Мир ломает каждого, и многие потом становятся только крепче на изломе.

Но тех, кто не хочет сломиться, он убивает, он убивает самых добрых и самых нежных, и самых храбрых без разбора. А если ты ни то, ни другое, ни третье, можешь быть уверен, что и тебя убьют, только без особой спешки».

Отчаявшиеся, потерявшие веру люди искали забвения в музыке, в танцах. Настоящие мастера джаза откликнулись на эту потребность. Названный королём свинга, Бенни Гудмен, в 1934 году организовав свой первый оркестр, привлекает в него лучших музыкантов; аранжировки пишет блестящий негритянский мастер Флетчер Хендерсон.

Ошеломляющий успех везде сопутствовал оркестру, а трансляции по радио закрепили за ним титул «биг-бэнд Америки номер один».
 
   
 ВнизВверх
Америка вступает во Вторую мировую войну
 

 
   
  Солистка оркестра Гленна Миллера Джоан Шепард
  Солистка оркестра
Гленна Миллера
Джоан Шепард
Бэнд Миллера играет и в кинокомедии «Жены оркестра»  
Бэнд Миллера играет и в кинокомедии
«Жены оркестра»
 
Бэнд Миллера играет и в кинокомедии «Жены оркестра»  
   
Кадр из фильма «Серенада Солнечной Долины»  
Кадр из фильма
«Серенада Солнечной Долины»
 
Но шло время, и самые умелые музыканты постепенно покидали оркестр Гудмена, создавая новые коллективы. Молодёжь прокладывала себе дорогу к вершинам славы.

В середине 30-х мало кто знал Миллера. Годом его взлета стал 1939-й, когда, наконец, Гленну удалось собрать свой «звездный» оркестр.

Исполненную им мелодию «В настроении» начали передавать все радиостанции Америки. Головокружительный успех выпал написанной Миллером «Серенаде лунного света»...

Хотя скептики утверждали, что Гленн — не такой выдающийся композитор, как Эллингтон, не такой виртуоз-исполнитель, как Гудмен, но все равно к началу 40-х годов оркестр Миллера стал самым любимым в Америке.

Он давал по три концерта в день, записал 50 дисков, ежедневно выступал на радио.

Началась Вторая мировая война, поначалу мало затронувшая США. Весной 1941 года киностудия «ХХ век-Фокс» предлагает Миллеру написать музыку к обычному комедийному фильму.

Сюжетная схема: пианист из джаза принимает решение усыновить ребенка-беженца из Европы.

Но из поезда на вокзальный перрон (правда, в фильме были пароход и причал) выходит не малыш, а… красивая девушка.

Конечно же, читатель сразу узнал сюжет одного из лучших музыкальных фильмов всех времен и народов, «Серенада Солнечной Долины»!

Именно по этой ленте мы помним и всегда можем напеть мелодии Гленна Миллера: и ту же лиричную «Серенаду лунного света», и непревзойденную, полную веселой энергии «Чаттанугу чу-чу»...

Гленн сыграл в фильме себя — руководителя оркестра, только под именем Фил Кори.

Но вот в жизни нашего героя наступает крутой, для многих неожиданный поворот. В 1942 году Америка вступает во Вторую мировую войну.

Гленн Миллер уходит добровольцем в военно-воздушные силы.

Ему присваивают звание капитана. Впрочем, Миллер остается музыкантом и руководителем оркестра.

Гленн уговаривает многих джазовых звезд последовать его примеру, — и вскоре гигантский сборный бэнд колесит по Америке, объезжая армейские части, развлекая солдат, внушая им веру в победу и в лучшее будущее.

Началась лихорадочная пора для Миллера и его ребят: концерты, съемки в музыкальных фильмах, снова концерты... Лучшая музыка Миллера была записана в эти годы.

Затем наступает год 1944, американцы высаживаются в Нормандии; открыт второй фронт. Гленн Миллер — уже майор — решает ехать туда, где горячо.

Он чувствует, как нужен могучий оптимизм его музыки воюющим соотечественникам. Гленна не хотели отпускать; но, обманув начальство, вместе со своим оркестром в конце года он оказывается в Европе.

...Англия, декабрь. Оркестр Миллера планирует провести полуторамесячные гастроли в Париже; там должен состояться большой радиоконцерт с участием европейских и американских джазовых звезд.

Гленн решает отправиться в Париж чуть раньше своих музыкантов; хочется получше подготовиться к приезду товарищей.

Случайное знакомство с летчиком вечером в офицерском клубе, — и вот, главе оркестра предоставляют место на борту маленького одноместного самолета «Норсемент», который утром 15 декабря вылетает с военного аэродрома близ Лондона и берет курс на Париж через Ла-Манш.

Самолет поднимается, ныряет в туманную дымку и вместе с майором Гленном Миллером… исчезает навсегда*.
 ВнизВверх
24 декабря 1944 года
 

  Гленн Миллер в форме капитана военно-воздушных сил США
  Гленн Миллер в форме капитана военно-воздушных сил США
 
   
1942 год. Все эти люди в военной форме — музыканты, собранные в единый оркестр капитаном ВВС Гленном Миллером. Они по-своему приближали победу, внушая бодрость и радость солдатам  
1942 год. Все эти люди в военной форме — музыканты, собранные в единый оркестр капитаном ВВС Гленном Миллером. Они по-своему приближали победу, внушая бодрость и радость солдатам  
Что же произошло? Как все было на самом деле?

Тайна исчезновения знаменитого музыканта десятки лет не находила разгадки, обрастая все новыми и новыми версиями. И лишь в 2001 году удалось доискаться истины... Но — обо всем по порядку.

Спустя восемь дней после события, а именно, 24 декабря 1944 года, военные власти сообщили, что Гленн Миллер пропал без вести.

Авторы официальной версии предположили, что самолет рухнул в Ла-Манш из-за отказа двигателей или обледенения плоскостей.

Вскоре по Америке поползли слухи. Кто говорил, что самолет сбили немецкие истребители и искалеченный музыкант скрывается в каком-то госпитале; кто сообщал, что Миллер убит в пьяной драке в парижском борделе.

Была даже версия, что пилот самолета, покончив жизнь самоубийством, утопил вместе с собой ни в чем не повинных пассажиров.

А какой-то недоброжелатель даже нашептывал, что майор Миллер жив, но арестован по подозрению в шпионаже...

Сорок лет спустя после исчезновения музыканта сенсационное заявление делает младший брат Гленна, Герб Миллер.

По его словам, музыкант долетел до Парижа, но по пути Гленну стало плохо. Его отвезли в лазарет, где он и скончался на следующий день от рака легких.

А слух о крушении самолета пустил... сам Герб, — ради репутации брата, который-де хотел скрыть «прозаическую» смертельную болезнь и заставить людей поверить в свою геройскую гибель...

Герб также утверждал, что поиски и следствие не велись, так как никакого крушения не было. Погода стояла хорошая; температура воздуха на юге Англии была плюс пять, так что плоскости самолета обледенеть не могли.

Бог весть, зачем сочинил всю эту историю Миллер-младший...
 ВнизВверх
Эпоха больших оркестров, биг-бэндов, закончилась
 

 
   
 
   
Кадры из фильма «История Гленна Миллера», 1954 год. В главной роли Джеймс Стюарт  
Кадры из фильма «История Гленна Миллера», 1954 год. В главной роли Джеймс Стюарт  
Гленн Миллер  
Гленн Миллер  
В 2001 году 75-летний Дерек Термэн, в годы войны служивший бортинженером на бомбардировщике «Ланкастер», вспомнил, что 15 декабря 1944 года их самолет возвращался на базу в Великобританию, не выполнив боевое задание из-за густого тумана.

Бомбы не были сброшены на немецкие позиции. Узнав об этом, командование выделило специальный квадрат над Ла-Маншем для сброса неиспользованных боеприпасов, — иначе посадка стала бы чрезвычайно опасной...

И «Ланкастер», достигнув отведенного квадрата, стал послушно избавляться от бомб.

Именно в этот момент члены экипажа бомбардировщика увидели под собой маленький самолет. Он пытался увернуться от бомб, а затем — упал в воду...

Штурман Фред Шод определил, что они случайно потопили самолет, и сделал об этом запись в бортовом журнале. Район был заранее закрыт для любых полетов; командование признало действия экипажа правомерными...

В апреле 2000-го, на аукционе «Сотбис», вдова штурмана Шода продала бортовой журнал с записями за 21 тысячу фунтов стерлингов.

В журнале был просто зафиксирован факт возможной гибели некоего маленького самолета от бомб.

Но Дерек Термэн утверждал, что еще в 1987 году четверо летчиков «Ланкастера» встретились, сопоставили все детали и пришли к однозначному выводу: самолет, сбитый 15 декабря 1944 года, действительно был тем самым, на борту которого находился всемирно известный музыкант Гленн Миллер.

Итак, шестьдесят лет тому назад майор Миллер так и не перелетел через Ла-Манш. Но это удалось его музыке. Она преодолела океаны!

Нет, пожалуй, такого оркестра, который бы не исполнял замечательные пьесы Гленна Миллера, а фильм «Серенада Солнечной Долины» обрел свою вторую молодость на видеокассетах и компакт-дисках, и каждое новое поколение с восторгом открывает его для себя...

...Окончилась Вторая мировая война. Изменился мир, изменились люди. Появилась новая музыка, отрицающая проверенное старое во имя неизвестного нового. Джаз начал порывать с развлекательной музыкой.

Отвергая танцевальность, песенную мелодику и богатую палитру свинга, он стал предлагать нарочитую угловатость, темы, насыщенные диссонансами, и поток свободных импровизаций...

В декабре 1946 года распались ведущие джазовые оркестры США — Гудмена, Дорси и другие. Но это не значило, что они навсегда сошли со сцены.
Несколько лет спустя возобновили свои концерты Дюк Эллингтон и Каунт Бейси. Бывший оркестр Гленна Миллера, возглавляемый разными руководителями, работал вплоть до 70-х годов...

Эпоха больших оркестров, биг-бэндов, закончилась. Но их значение для развития джаза невозможно переоценить. Музыка свинга, энергичная, жизнеутверждающая, предназначенная для самой широкой публики, стала любимой повсюду.

Благодаря ей приобрел мировую славу джаз. Имена руководителей лучших бэндов в начале 40-х годов звучали не менее громко, чем имена четверки «Битлз» — в 60-е годы. Но не было имени ярче, чем Гленн Миллер.

Таким он и останется в нашей памяти.
* Как ни странно, подобная судьба, и в том же 1944 году, постигла еще одного замечательного творца ХХ века, писателя Антуана де Сент-Экзюпери.
Его самолет также пропал без вести, и почти в тех же местах — над Францией. 31 июля военный летчик Экзюпери не вернулся из разведывательного полета на разведчике-истребителе «Лайтнинг». (Прим. ред.)
На Главную страницу Вверх  
Ссылка на http://vokrugsveta.com обязательна
 
Rambler's Top100 AllBest.Ru Экстремальный портал VVV.RU