|
Культурное наследие
|
|
Содержание рубрики
|
Путешествие в страну Ханааб Пакаля часть2 (Тонина)
|
Знакомство с
памятниками древности — это всегда путешествие не только в пространстве,
но и во времени.
Шагая по мостовым Иерусалима, мы знаем, что идем по следам Христа и его апостолов. Среди камней афинского Акрополя стараемся расслышать голоса Перикла и Демосфена; на римском форуме — вообразить Цезаря и Цицерона... Однако визит в покинутые города индейской цивилизации майя до недавнего времени оставался лишь пространственным перемещением. Эти руины молчали о своих древних обитателях. Лишь благодаря успехам последних десятилетий в изучении письменности майя голоса прошлого зазвучали из глубины веков. Тонина Путевые заметки Путь на автомобиле от Паленке до горной долины Окосинго, где находится городище Тонина, занимает четыре часа. Дорога то взбирается вверх, то круто ныряет в долину. Когда, оказавшись на гребне горной гряды, видишь, как под тобой туман собирается в облака, понимаешь буквально, что значит — «заоблачные выси»... С обеих сторон дороги — тропический лес; в нем довольно часто встречаются селения индейцев чоль. Женщины там до сих пор носят национальную одежду, покроем очень схожую с той, в какую одеты древние правительницы на классических рельефах. В этих селениях еще можно слышать гортанный язык чоль, — согласно последним исследованиям, весьма близкий к исчезнувшему языку древних надписей. На подъезде к Окосинго деревья сильно редеют — почти вся местность разделена на частные владения, и собственники плантаций нещадно вырубают лес. Да и сам лес уже словно и не тропический. Он похож на леса нашего горного Крыма: хвойные деревья, дубравы... |
По
|
Город Тонина в
древности называли По или Попо. Интересно, что это название сохранялось
за долиной Окосинго по меньшей мере до середины XVI века, то есть, на
протяжении семисот лет после того, как город стал руинами.
Ранняя история Тонины достаточно темна. Его подъем относится к последним десятилетиям VII века. Тогда местный правитель (звучание его имени неясно) стал расширять свои владения к северу, пока не встретил сопротивление Паленке. Первое столкновение оказалось плачевным для владык Попо — тонинский владыка попал в плен и погиб. Однако это трагическое событие, как ни странно, способствовало усилению города. В июне 688 года к власти приходит тридцатишестилетний Кинич Баакналь Чаак (Солнцеликий Костлявый Бог Дождя). Он оказался исключительно энергичным и воинственным правителем. На четвертом году своего правления Кинич Баакналь Чаак взял реванш в войне с Паленке и захватил в плен тамошнего полководца Кавииль Моо. В последующие годы властелин Попо одно за другим подчиняет себе мелкие царства нынешнего штата Чиапас плоть до самой реки Усумасинты. Правитель Бонампака и через десятилетия после этого угодливо вспоминал, что «сам» Кинич Баакналь Чаак был его патроном... Крутой и воинственный характер знаменитого властителя нашел яркое отражение в искусстве его города. Главная тема тонинской скульптуры того времени — пленники в унизительных позах. Среди них есть и фигура женщины со связанными назад руками, распущенными волосами и в платье с многочисленными дырами от уколов копьями. В Тонине даже столбики на стадионе для игры в мяч, указывающие центральную линию, выполнены в виде статуй пленников, стоящих на коленях, со скрученными за спиной руками, так что игроки били их тяжелым мячом. Жестокость нередка в искусстве майя, особенно на памятниках, связанных с войной. Такая «пропаганда», возможно, была следствием относительной военной слабости майя. Все их оружие состояло из копий, дротиков с каменными наконечниками да дубинок; даже лука со стрелами индейцы не знали. Поэтому врага важно было запугать жестоким обращением. Однако столь садистское смакование издевательств над захваченными противниками встречается, кажется, лишь в искусстве Тонины... |
Тонина сегодня
|
|