|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Американцы без автомобилей и электричества
|
Едва ли возможно
представить себе США без электричества и автомобилей.
Однако, такая Америка существует, — и не в каких-то апокалиптических фильмах-антиутопиях,
а в реальной жизни, всего в трех-четырех часах езды от Вашингтона и Hью-Йорка.
Это уютные сельские районы, где довольно компактно расселены амманиты, или, как их зовут в США, эмиши (у нас встречается и написание «амиши»). Они до сих пор не приемлют технической цивилизации и в первую очередь — электричества. Поэтому округ Ланкастер в Пенсильвании, где сконцентрировано больше всего эмишей, прозвали даже «страной без проводов». Там разбросаны фермы с огромными амбарами и ветряками; женщины ходят в длинных платьях с передниками и в чепчиках, с коровами управляются босоногие мальчишки в соломенных шляпах; мужчины — бородаты, но безусы, а по дорогам резво бегут лошадки, впряженные в маленькие легкие тележки... Но тележки, бороды и чепчики — только первый, чисто внешний образ эмишей. За ним скрывается глубокая религиозная философия, которой они истово преданы. Все 12500 эмишей округа Ланкастер — потомки пары десятков семейств, которые эмигрировали из Европы в начале XVIII века. Поэтому, глядя на почтовые ящики перед тамошними домами, видишь повсюду одни и те же фамилии — Эш, Лэпп, Шольцфус, Фишер... Свое имя эмиши получили от Якоба Аммана, меннонита*, который в XVII веке порвал со своей сектой и выбрал более строгий и консервативный религиозный путь. Эмиши крестятся в зрелом возрасте; считают, что государство и церковь должны быть разделены; что носить оружие — грех, а праведность лишь в точном следовании слову Христа. Первые последователи Аммана подвергались на родине жутким преследованиям — их сжигали на кострах, топили в воде. Спасаясь от гонений, эмиши покидали родную Германию и переезжали в другие части Европы. Но, так как им нигде не разрешали владеть землей, они, чтобы сохранить свой сельский общинный образ жизни, в конце концов, были вынуждены эмигрировать за океан. |
«Пенсильванские голландцы»
|
Первые эмиши
прибыли в Америку в начале XVIII века. Уильям Пенн — английский квакер**
и основатель Пенсильвании, провозглашавший свободу вероисповедания,
предоставил эмишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата,
названного его именем.
Поселились эмиши и в других районах США: самая большая по численности группа живет в Огайо. А вообще, в Соединенных Штатах сейчас проживает порядка 90 тысяч последователей Аммана. Причем, за последние годы их численность заметно выросла, что объясняется несколькими причинами: увеличением продолжительности жизни, отказом от использования контрацептивов и сравнительно низкой детской смертностью. Представителей обоих сект — меннонитов и эмишей — в США собирательно называют «pennsylvania dutch» — дословно, «пенсильванские голландцы»: американцев подвело сходство немецкого «deutsch» с английским «dutch». Однако, если меннониты поддерживают свои традиции в основном лишь в религиозной сфере, то эмиши сохранили быт и облик почти в неизменном виде с XVII века. Особенно это относится к так называемым эмишам-«староверам». Для непосвященного же все эмиши, их быт и даже природа в округе Ланкастер выглядят ожившей картинкой из далекого прошлого. Здесь все кажется игрушечным или, как минимум, музейным. Все чистенькое, аккуратное, маленькое и — словно нарочито несовременное. Есть такие музеи (и в самой Америке их немало), где для пущего колорита разгуливают ряженые, в костюмах эпохи. Но в том-то все и дело, что тут никакой не музей, а вполне обычная, повседневная жизнь. Хотя даже живущие в соседних крупных городах американцы приезжают сюда именно для того, чтобы взглянуть на диковинку. Главный город округа и центр «страны эмишей» — Интеркорс. В дословном переводе это название означает «скрещивание, совокупление», что порой вызывает смешки у туристов, особенно в контексте пасторального и консервативного окружения. Но город получил имя всего лишь от скрещения в этом месте двух дорог — из Филадельфии в Питтсбург и из Hьюпорта в Эри. Первоначально он назывался «Кросс-Кис» — «Скрещенные ключи». Большинство туристов ограничивается прогулкой по Интеркорсу и автобусной экскурсией по окрестностям. Мне же повезло больше. Хозяин мотеля, в котором я остановился, был меннонитом и имел родню среди эмишей. Эмиши крайне редко связывают себя брачными узами с кем-то вне своей общины, и лишь для меннонитов делается исключение. Хозяин поговорил со своей женой, она куда-то сходила, и, спустя пару часов, он сообщил, что эмишская семья Шольцфус ждет меня на ужин. Так я и оказался в гостях у Лероя и Ребекки, которые живут с дочерью Анной и ее мужем Джоном. Вообще-то, у Шольцфусов шестеро детей — еще одна дочь и четверо сыновей, но у тех свои хозяйства, а Лерой и Ребекка просто остались с младшей дочерью. Чувство некоторого стеснения и неловкости, с которым я направлялся к Шольцфусам (как себя с ними вести, как разговаривать?), прошло почти сразу, как я вошел в дом. Вся атмосфера здесь так и дышала уютом, а хозяева оказались вовсе не какими-то мрачными религиозными фанатиками, а улыбчивыми и радушными людьми. Они сразу же развеяли мои мысли о замкнутости последователей Аммана и их желании изолироваться от общества. «Наши дома открыты для людей», — сказал мне Лерой. |
|
Жизнь слишком коротка, чтобы ссориться...
|
|