|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Cладкая гора Говардхан
|
Индийская мифологическая
традиция оперирует миллионами и миллиардами лет столь же свободно, как
и современная астрофизика…
Так вот: много миллионов лет назад, в эпоху, когда на земле жили могучие волшебники, и каждый день творились чудеса, шел по дороге мудрец Пуластья-муни, неся на руках маленького мальчика по имени Говардхан. Почувствовав усталость, мудрец положил ребенка наземь, а когда, отдохнув, захотел опять поднять, оказалось, что мальчик превратился в гору! Тогда Пуластья-муни положил на гору Говардхан заклятье, пожелав, чтобы она ежедневно становилась ниже, пока не исчезнет совсем. Так и произошло. Сегодня Говардхан, расположенный примерно в ста километрах южнее Дели, представляет собой длинный холм высотою не более двадцати метров. Но верующие индуисты все равно зовут его горой… Холм, напоминающий сонного змея, покрыт крупным щебнем; на нем растут скудные рощи, невысокий кустарник. Рядом деревни, шоссе; ограды или охраны никакой, но никому из нас, приезжих иноверцев, даже в голову не приходило попытаться взойти на Говардхан. Он окружен удивительной аурой почтения, словно каждый паломник оставил здесь след своих восторженных чувств. Нельзя унести с собой даже кусочек щебня; но, честно говоря, этот запрет я нарушил. Надеюсь, что небесные покровители холма простят мне грех за то благоговение, с которым я храню у себя дома крупицу святыни… Дорога вокруг Говардхана имеет протяженность свыше двадцати километров, и по ней беспрерывно движутся паломники. Шествуют с пением маха-мантры пестрые, приплясывающие колонны кришнаитов из разных стран. Идут индийские богомольцы, — некоторые весьма фанатичны. Я самолично видел молодых женщин, совершающих по обету обход холма весьма тяжелым и изнурительным способом. Они простирались на дороге; лежа, бросали перед собой по одному с десяток камешков так, чтобы они образовали кучку в нескольких шагах впереди; затем, встав, шли до этой кучки, опять ложились навзничь, бросали камни вперед, и все повторялось… Девушку, измерявшую путь, падая вниз лицом и вновь вставая, сопровождала строгая старая матрона, все время на нее покрикивавшая. Должно быть, нагрешила молодица… Бродячий аскет-садху тщательно переносил груду из ста восьми камней, ставил перед ней походный алтарь Кришны, садился в «позу лотоса» и молился положенное время. Потом камни с алтарем переносились чуть вперед, и садху опять начинал молиться… Говорят, у таких паломников путь вокруг Говардхана может занять несколько месяцев. Но только ли в Индии есть такой обычай? |
|
Обычай жив и до сих пор…
|
Издревле в Заволжье,
в Нижегородской губернии, там, где озеро Светлояр, местные староверы искали
вход в легендарный невидимый град Китеж. А чтобы открылись ворота города,
населенного святыми и праведниками, — ползли вокруг озера на коленях;
двигались, поминутно падая ниц и осеняя себя крестным знамением. Обычай
жив и до сих пор…
Для точности надо сказать, что исключительная святость Говардхана (по количеству паломников он не уступает, например, храму Гроба Господня в Иерусалиме) вовсе не связана с историей о мудреце Пуластье и мальчике на его руках. Гора фигурирует в мифах о Кришне, юном боге-пастухе, которому приписывает власть над Вселенной древняя ведическая религия, воскрешенная и приспособленная к современному восприятию великим проповедником ХХ столетия, Шрилой Прабхупадой. Книга «Источник вечного наслаждения» рассказывает, что Кришна родился в образе обыкновенного мальчика свыше пяти тысяч лет назад, в селе Вриндаване на реке Ямуне, в семье скотовода, настолько уважаемого, что его называли царем пастухов. Однажды пятилетний Кришна увидел, что его односельчане готовят массу вкусных и сладких подношений для бога неба, громовержца Индры. Высмеяв этот обычай, мальчик предложил отдать дары не хозяину гроз и дождей, а холму Говардхан, где часто играли пастушки. Земной отец Кришны, Нанда Махарадж, призвал крестьян послушаться совета его сына; и вот, поток сладких жертв свернул к длинной пологой горе… Разгневанный Индра, увидев процессию жертводателей, обрушил на нее чудовищный ливень. Еще немного, и были бы размыты дома в селе, погибли бы священные для индийцев коровы… Но малыш Кришна не дал земляков в обиду. На одном пальце левой руки поднял он холм и, словно зонтиком, защитил им Вриндаван! Посрамленный Индра прекратил дождь и убрался подальше, а Говардхан с тех пор стали считать неотличимым от тела Кришны. Постепенно образ божественной горы слился в воображении ее почитателей с образом сластей, ежегодно возлагавшихся на холм. В разных странах мира стали устраивать праздник Сладкой горы. Поскольку немало приверженцев культа Кришны живет в Украине, с некоторых пор Говардхан начали славить и здесь. Киевская община Общества сознания Кришны снимает — обычно поздней осенью — один из крупнейших дворцов культуры, и там начинается кулинарное волшебство. На деревянном каркасе собирают из заранее выпеченных фрагментов гигантский торт, символически обозначающий Говардхан. Торт украшают дворцами из сахарного печенья, кремовыми цветами, цукатными деревьями, фигурками людей и коров; из его верхней части струится ручей фруктового сока… Этой осенью сладкая гора, сооруженная в фойе дворца культуры ПО имени Королева, достигла рекордного веса — девятисот килограммов! |
«Пища для жизни»
|
На праздник, год от года все
более популярный, собираются сотни людей, главным образом молодых. Вокруг
чудо-торта ходят кругами, будто мусульмане в Мекке вокруг заветного храма
Каабы.
Каждому достается по куску, об этом заботятся устроители торжества. В это время в зале дворца идет концерт индийской музыки и танцев; кругом продаются книги, сувениры из Индии, благовония и приправы для вегетарианской кухни (кришнаиты не едят плоти убитых существ, не пьют спиртного и не курят). Застолье кришнаитов — не редкая блажь; Общество упорно проводит во всем мире такую нужную сегодня программу «Пища для жизни». Люди в шафрановых дхоти кормили горячими обедами тысячи пострадавших от землетрясения в армянском городе Спитаке, спасали голодных людей в разоренной Абхазии, во время войн последних лет снабжали пищей жителей Чечни и Югославии. По спискам, предоставляемым социальной службой, в столовую кришнаитов на Подоле ежедневно приходят обедать до двухсот ребят из бедных многодетных семей, стариков, инвалидов; такие же благотворительные центры устроены в Одессе и Харькове, Львове и Днепропетровске… Сжимается, становится меньше Земля; меняются понятия «своего» и «чужого», особенно, если речь идет о чем-то, достойном заимствования… В общем, независимо от убеждений и вероисповедания, — кушайте на здоровье сладкую гору Говардхан! То, что предлагают от чистого сердца, повредить не может. Посмотреть еще фото... |
|