|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Елка — немка и Дед Мороз из Турции
|
Традиция праздновать
Новый год с елкой, в компании с непременными Дедом Морозом и Снегурочкой,
так прочно укоренилась сегодня во всех республиках бывшего Союза, что
кажется, будто существовала эта традиция всегда.
Еще сто десять лет назад в, вышедшей в Петербурге книге «Рождественская елка», говорилось: «Все так уже привыкли к этому обычаю, что без елки святки — не святки, рождественские праздники — не праздники». А в 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что, в сущности, обычай рождественской елки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений. Елка в настоящее время так твердо привилась в русском обществе, что никому в голову не придет, что она не русская». Действительно, привычный для всех рождественско-новогодний ритуал в России сравнительно молод. Деревья восточные славяне почитали всегда, но главным культовым деревом в Древней Руси была береза (достаточно вспомнить Троицу). Ель же считалась деревом смерти: не случайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идет похоронная процессия. Новое, праздничное значение елка получила в России с указом Петра I от 20 декабря 1699 года, в котором «по примеру всех христианских народов» день «новолетия», до этого отмечавшийся 1 сентября, переносился на 1 января. День этот объявлялся праздничным: предписывалось на домах вешать «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Правда, тогда речь шла об украшении домов снаружи, а не внутри. Это петровское предписание довольно быстро забылось и сохранилось почему-то лишь применительно к... питейным заведениям, крыши которых перед Новым годом украшали елками. Поэтому кабаки получили в народе название «елки». Да и в Западной Европе в XVIII веке обычая устанавливать новогодние елки в домах еще не было. Исключение составляла лишь Германия — подлинная родина новогодней елки, где уже в XVI веке эти деревья украшали сахарными изделиями и яблоками. Возможно, это шло от старинной традиции почитания немцами ели, известной среди немцев, как дерево мира. Только в начале XIX века новогодняя елка стала завоевывать Европу, оставаясь при этом, выражаясь словами Диккенса, «милой немецкой затеей». |
|
«Церковь Рождественского Деда»
|
В России елки первыми
начали ставить в своих домах петербургские немцы. Этот обычай у них переняла
столичная знать, а уже в 1840-е годы начался настоящий «елочный бум».
По этому поводу писатель Иван Панаев заметил: «В Петербурге все помешались на елках. Без елки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было елки». При этом Рождество становилось не только церковным, но и светским праздником, в котором нашел себе место языческий обряд поклонения вечнозеленой растительности. В деревнях елка не приживалась, русская православная церковь относилась к ней вообще негативно; но в городах рождественские праздники с елкой быстро стали традиционными. Во многих домах стали устраивать праздничные вечера или детские утренники «под елкой», для которых готовились специальные программы с представлением. Нередко использовали классические стихи и поэмы: «Светлану» Жуковского, «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Гадания» Фета... А вот Дед Мороз со Снегурочкой появились на наших елках, да и то в городах, только к концу XIX века. Ho родословная Деда Мороза гораздо длиннее и запутаннее, чем история рождественской елки, и имеет корни как в нашей стране, так и далеко на юге, где теперь расположена Турция. В III веке в Малой Азии, на берегу Средиземного моря, в городе Патара, в богатой семье родился сын Николай. Он был совсем молодым человеком, когда получил сан епископа в городе Миры (сейчас он называется Демре), в южной части Ликии. Епископ Николай, унаследовавший огромное состояние, помогал бедным и несчастным. Легенда связывает с ним разные чудеса. Однажды епископ отправился в паломничество к святым местам в Иерусалим. Корабль попал в шторм, люди потеряли надежду спастись, но Николай укротил бурю, и все остались живы. После смерти Николай из Мир Ликийских был признан святым. В Демре и по сей день сохранилась церковь, где покоились останки епископа Николая. Турки назвали эту церковь «Баба Ноэль Килизе» — «Церковь Рождественского Деда». Однако в 1087 года пираты из Бари выкрали его останки и перевезли к себе в Италию. В результате Николай из святого «местного масштаба» превратился в объект поклонения всех западных христиан, которые стали отмечать день смерти епископа, 6 декабря, как праздник. |
|
Рождественский Отец
|
|