|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Венеция — ожившая книга сказок
|
В приморские
города нужно приезжать по морю. В справедливости этого правила я убеждаюсь
каждый раз. Венеция — не исключение.
Город, стоящий на воде (или в воде?), в первый раз лучше всего обозревать с борта теплохода. Он открылся сразу, стоило пересекшему Адриатику быстроходному катамарану «Принц Венеции» выйти из-за изгиба пролива. То был редкий для меня случай, когда я поддался стадному чувству и с нетерпением прилип вместе со всеми к носовым перилам. Чем ближе мы подходили
к городу, тем больше мне казалось, что я все это уже видел.
Дворец Дожей, площадь Святого Марка, покачивающиеся на легких волнах гондолы, каналы и канальчики, бесчисленные мосты, — все было знакомо, будто я смотрел кадры старого фильма или разглядывал картинки в хорошо знакомой книге. И чем больше я смотрел на проплывавший мимо город — живой, подлинный, — тем больше во мне росло ощущение нереальности. ...Разноязыкая толпа втянула меня на площадь Святого Марка, а затем повлекла куда-то по лабиринтам улочек, по мостам, проходам, где приходилось прижиматься к стене, чтобы пропустить торговцев, тащивших коробки с товаром... Венеция — единственный город в мире, где нет никакого колесного транспорта, даже велосипедов. Улицы здесь настолько тесны, что власти еще в XVI веке запретили использовать лошадей. Может, поэтому местных жителей, лишенных уже много столетий возможности быстро передвигаться, отличает неспешный и размеренный образ жизни. «Пока сидим за столом — не стареем», — так объясняют итальянцы свою любовь поесть. Конечно же, лишний вес — меньшее зло по сравнению со старостью. Но в Венеции эту «мудрость» распространяют и на голубей. По всей площади Святого Марка стоят продавцы корма для пернатых, которые сотнями кружат, бродят, вспархивают и садятся вокруг. Венеция подразумевает определенный ритуал общения с ней — кормление голубей на площади Святого Марка, прогулку на гондоле (для тех, кто побогаче — можно и с музыкой: ты возлежишь на скамейке, а перед тобой красавец-итальянец распевает под гитару баркаролы), чашечка кофе все на той же Сан-Марко ценой в 12 долларов... Правда, даже не в самых престижных ресторанах города можно найти хоть чуточку неподражаемой венецианской роскоши. Заглянув в туалетную комнату во вполне, казалось бы, демократичной траттории, вынесшей свои столики под огромный тент на набережной, я был поражен внутренней отделкой из богатого старинного мрамора. В Венеции все осталось в наследие от славных и блестящих былых времен... |
|
Чья жизнь оказалась связанной с Венецией...
|
Обветшалость
большинства зданий, на ремонт которых не хватает средств, выделяемых
и ЮНЕСКО, и различными фондами, никак не нарушает праздничности и неповторимой
роскоши города.
Дворец Дожей, еще более изумительный внутри, чем снаружи, мост Вздохов, соединяющий его с тюрьмой «Пьомби», собор святого Марка, Золотой дом, мост Риальто через Большой канал, церковь Сан-Джорджо Маджоре, — все это, да еще масса других диковинок, которыми богат город, взятое в отдельности, могло бы послужить украшением любого другого места на Земле. Но даже собранные вместе, только где-то не здесь, венецианские чудеса не смогли бы дать того, что являет Венеция... Я ходил, как завороженный, и было желание ущипнуть себя за руку, чтобы убедиться, что это не сон. А когда, наконец, мы взяли гондолу и заскользили по лабиринтам каналов, город показался мне огромным театром, а я стал участником спектакля в его фантастических декорациях. Кажется вполне естественным, что столько книг и кинолент переносят своих героев именно в Венецию. И — что уже удивительно — такие разные Джеймс Бонд Яна Флеминга и Себастьян Флайт Ивлина Во смотрятся вполне естественно на фоне этого города. Но, похоже, Венеция с легкостью предоставляет свои каналы и дворцы в качестве фона для любого произведения. Что же касается персон реальных, чья жизнь оказалась связанной с Венецией... — В этом доме спал Вивальди. В этом, говорят, жил Джакомо Казанова, — бросал время от времени гондольер. Скудновато для такого исторического города. Видимо, лодочник на практике убедился, на что больше всего падки туристы. Показывая на тюрьму «Пьомби», в которой я уже побывал днем, молодой красавец с изящной татуировкой во всю руку заметил, что именно отсюда удалось бежать знаменитому авантюристу. Что ни говори, Казанова, вероятно, самая яркая персона из тех, что были связаны с этим городом... Личность этого сына актера скрыта под множеством масок. Одни он надевал сам, — уроженец Венеции, где карнавал длится полгода, потомственный комедиант, лицедей в жизни. Другой маскарадный костюм надели на него эпоха, литературная традиция. Не случайно к образу Казановы обращались и Федерико Феллини, и другой прославленный итальянский режиссер Марио Моничелли, который на роль писателя-авантюриста пригласил Марчелло Мастрояни. В 1775 году на одной из здешних набережных Казанову схватили солдаты Священной инквизиции. Его обвинили в атеизме. В те времена это было страшным преступлением, и Казанова мог запросто оказаться на костре, если бы не умудрился сбежать... Его бросили в центральную местную тюрьму с выразительным названием «Пьомби» («Свинцовая»). Эта та самая тюрьма, что соединяется с Дворцом Дожей знаменитым мостом Вздохов, по которому заключенных вели на суд; через его зарешеченные окна многие в последний раз видели свет. Дворец Дожей до сих пор хранит свои секреты. Знакомство с ним будет неполным, если не попасть на экскурсию (а сделать это непросто), которая так и называется: «itinerari segreti». Она проходит по тайным лестницами и потайным комнатам. Незабываемое впечатление оставляют не только камеры пыток и подвал, в котором был заключен Казанова, но и подвесной свод Большого зала, украшенный работами Иеронима Босха. После побега из «Пьомби», историю которого Достоевский назвал «рассказом о торжестве человеческой воли над препятствиями необратимыми», Казанова превратил дорожную карету в свою главную обитель. Он объехал всю Европу, блистал при дворах, выступая, как и полагается карнавальному герою, во множестве обличий: оккультиста, масона, неотразимого любовника... Сегодня «Венеция златая», как называл ее Пушкин, примирилась со своим блудным сыном. Здесь не только показывают дом, где, «говорят», он жил, и тюрьму, откуда он совершил дерзкий побег, но даже хранят роскошно убранную, черным лаком покрытую гондолу, перевозившую его с одного галантного свидания на другое. |
Гондолы...
|
|