Страница 3 из 7
 |
|
Ставят зеленых «идолов» — изобра-жение самого Купалы, восходящее к древнейшим символам плодородия, и украшенное деревце, летний двойник новогодней елки |
|
Мы уже писали о купальских игрищах*, как о ярком примере удачного сращения народной традиции с учением церкви; как о доселе живом ритуале, для христианских фанатиков пахнущем бесовщиной, а для людей, бессознательно склонных к почитанию природы, — манящем и возвышенно-вдохновенном.
Сегодня мы видим его воочию под Киевом, в сосновом лесу над тихим голубым
озером.
Нет, не местные крестьяне собрались провести привычный обряд и не актеры-профессионалы разыгрывают древнее действо.
По просьбе Национальной телекомпании Украины и редакции журнала «Вокруг света», ритуал инсценируют участники одного из самых активных молодежных движений — ролевого. Впрочем, среди них — не только юные, но и люди постарше, не желающие расставаться с романтикой...
Все чрезвычайно серьезны: и мастер-распорядитель игры Антон Лещинский,
он же один из волхвов, и его коллега — волхв лесной, знаток старинных
обрядов Денис Король; и еще недавно руководившая многолюдным фестивалем
ролевиков Валерия Степанова, и другие девицы-красавицы в длинных белых
рубахах, в венках из разнотравья на головах, и удалые парни с бубном да
трещоткой... студенты, служащие, обычные киевляне!
Понятное дело, в каждой из земель Руси бескрайней, евразийской, — в России, Белоруссии и Украине; в Поднепровье, Поволжье или Карпатах, в Прибалтике, где очень сходно с русичами праздновали свою «верхушку лета» литовцы или латыши, — повсюду детали и подробности ритуала различны.
Собственно, никто и не собирается воспроизводить обряд с полной этнографической точностью. Ролевикам важно другое — некое неповторимое ощущение причастности к вековым тайнам этого вечера... Каким же?
Пытаясь понять, задаю вопросы присутствующим на игре ученым-религиеведам
из Института философии НАНУ. Интересуют и происхождение, и содержание,
и скрытый смысл тысячелетних игрищ...
— Первые упоминания о купальских обрядах находим в тексте XIII столетия, в Ипатьевском списке Волынской летописи, — говорит ученый секретарь отделения религиеведения института, кандидат философских наук Анна Кулагина. — О дате празднования дня Купала — еще не Ивана Купала! — упоминает документ следующего века, договор литовских князей с королем Польши Казимиром.
Это как раз пора солнцестояния, в двадцатых числах июня по старому календарю... О том, какие действия входили в состав праздника еще три сотни лет спустя, в XVII веке, рассказывает украинская Густынская летопись.
Позднее набор ритуалов продолжает преображаться, но живет и поныне. Что являлось и является причиной этой живучести? Ну, начнем с того, что человек — существо биосоциальное; ему свойственно стремиться к познанию своей природной стороны, уходя при этом от другой стороны, общественной.
В праздниках, подобных купальскому, происходит некий катарсис, очищение
людей от социальных запретов, от всего, что довлеет над ними в обычной,
повседневной жизни.
Участник игрищ как бы реализует, хоть ненадолго, те свои потребности и желания, которые не может воплотить в другое время. В течение веков родился очень действенный симбиоз язычества с христианством, неизменно влекущий многих.
|