Ради проверки – не тот ли? – он часто старался спровоцировать ссору, чтобы вернее искусить судьбу.
Доходило до дуэлей.
Недаром же в гербе рода Пушкиных была изображена рука с поднятым к небу мечом!
К тому же поэт знал: небесный противник человека – Рок, Судьба, Провидение – дает о себе знать только через посланцев.
Но и наедине с собой Пушкин помнил о возможном исходе.
Вот начало стихотворения, помеченного датой дня рождения автора (26 мая 1828 года):
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Ровно год спустя – то же настроение («Брожу ли я вдоль улиц шумных»):
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
Тридцатая годовщина – переломная в жизни Пушкина. Он достиг душевной зрелости и хочет закрепить это состояние браком. С кем именно, поначалу было вопросом второстепенным.
До Натальи Гончаровой он делал предложение Анне Олениной, Екатерине Ушаковой... Последняя поначалу дала согласие, но вскоре разорвала помолвку, и вот почему.
В Москве тогда жила гадалка, удостоенная, как говорили, визита самого императора Александра, и Пушкин тоже посетил её, нарушив слово, данное Екатерине.
Гадалка предсказала «смерть из-за жены». Екатерина не захотела быть её причиной... Прошло несколько месяцев, и современники поэта зафиксировали ещё одну примету, которая не могла не произвести на него гнетущего впечатления, однако не заставила отступить: во время венчания с Натальей Гончаровой он уронил своё кольцо.
Ожидая во время Болдинской осени окончания холерного карантина, Пушкин подводит итоги тридцати прожитых лет в «Маленьких трагедиях». В «Скупом рыцаре» отражены его отношения с отцом, в «Каменном госте» – с женщинами, в «Моцарте и Сальери» – с друзьями. «Пир во время чумы» – итог размышлений о смерти:
Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Невыразимы наслажденья,
Бессмертья, может быть, залог...
Неужели Пушкин смирился? Скорее привык.
1833 год, Казань. Пушкин оказался там, путешествуя по следам Пугачёва. Губернатор приглашает его на ужин. Разговор заходит о магнетизме, общении с духами, пророчествах и тому подобном. В доказательство своей уверенности в существовании этих явлений Пушкин рассказывает о предсказаниях петербургской гадалки, из которых все, кроме последнего,
уже сбылись.