Чистые сны младенцев
Е
ще в 30-х годах прошлого века американский лингвист Бенджамин Ли Уорф выдвинул гипотезу «лингвистической относительности», согласно которой картина мира каждого человека в значительной степени зависит от языка, на котором он говорит.
С той поры проведено немало экспериментов, результаты которых свидетельствуют: язык действительно влияет на наше восприятие, в частности, цветовое. Но прямые доказательства, опирающиеся на сканирование мозга, только-только появляются.
Вклад в подтверждение теории внесли сотрудники Калифорнийского университета в Беркли. Они фиксировали различия цветового восприятия у взрослых и детей.
Известно, что у первых за него в основном отвечает левое полушарие, связанное и с языком. Ученые под руководством профессора Пола Кея решили выяснить, на какой стадии развития это полушарие оказывается вовлеченным в цветовосприятие.
В эксперименте приняли участие взрослые и малыши 4–6 месяцев. Он заключался в том, что на менявшей цвета поверхности случайным образом перемещалось цветное же пятно и измерялось время, необходимое для его обнаружения.
Взрослые реагировали быстрее, если пятно возникало в поле их зрения справа (за эту область отвечает левое полушарие), а младенцы – если слева.
По мнению Кея, это свидетельствует о том, что быстроте цветовосприятия у взрослых способствует языковая составляющая, а младенцы видят цвет «в чистом виде», без учета специфики языка.
С коллегами из Гонконга он сканировал мозг взрослых, чтобы выявить области, которые активизируются во время вынесения суждения о цвете.
Им показывали фигурки разных цветов. Некоторые цвета легко поддавались определению, другие – хуже. Выяснилось, что первые вызывают более сильный ответ мозга. Это говорит о том, что язык – часть процесса цветовосприятия.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.