Но если король Альфред мирно беседовал с Оттаром, – то на окраинах саксонского королевства раздавались звон мечей и победные клики викингов. Аппетиты последних, как захватчиков чужих земель, росли по мере укрепления власти хевдингов.
Уже к концу VIII века обширные плодородные земли Британии страдали от бесчисленных норманнских грабежей; затем пришельцы стали захватывать чужие берега. Это уже были не те, первые походы в поисках моржей. За теперешними военными экспедициями стояла вся военная и политическая организация Норвегии во главе со знатью, превращавшейся в военную аристократию.
К концу Х века норманнами были заселены не только близлежащие земли северной Шотландии,
Ирландии , но и Исландия, а затем побережье Гренландии. Позднее здесь возникли норвежские королевства с центрами в Дублине и на острове Мэн.
В те летописные времена, когда расстояния мерили полетом стрелы, объединение норвежских земель шло очень долго. Его этапы зависели от таланта и напора того или иного короля, чья «харизма», в конце концов, одерживала верх над влиянием более слабых вождей.
Как первый полновластный король Норвегии, известен Харальд Хорфагер (Прекрасноволосый), могучий конунг (князь), объединивший страну в первой половине IX века. Одновременно с Норвегией крепли и набирались мощи другие скандинавские королевства – шведское и датское. Но неравными по силе были эти три государства. Первенствовала, конечно же,
Дания .
Король Улоф, по прозвищу Толстый, после кратковременных успехов был вынужден уступить часть норвежских территорий мощной североморской датской империи.
Только после распада последней, ускоренного смертью короля Кнута Сильного, Дания теряет свое неоспоримое превосходство над соседями.