О
диннадцатого сентября 1989 года. Отплытие. Наконец-то отплытие... Неужели мы все-таки выходим в море?! По - моему, в это уже не верит никто: ни мы сами, ни те, кто нас провожает, стоя у кромки пирса.
Даже таможня и пограничники смотрят на нас не без иронии, а самый молодой из пограничников кричит: «Далеко не уйдете! До скорого свидания!..»
На берегу дружный смех, а у нас в очередной раз сжимается сердце.
Что ждет впереди?.. Гребок, еще гребок... Ох, как медленно движется наша диера! Как будто ей и вправду больше двух тысяч лет...
Берег долго не отпускает нас, тянется совсем рядом. Только в 12.30 проходим створ Воронцовского маяка. Дождливый, холодный сентябрь, изморось висит в воздухе. Неделю до этого шел проливной дождь; все вещи на судне, ждавшем отплытия, намокли.
Даже карты, где прочерчен наш будущий маршрут, противно мокрые и липкие... Но вот, как будто вняв нашим молитвам, бог ветров Борей начинает легонько подгонять диеру. Отдана команда: поднять весла, опустить парус. Тишина. Молчат все, и только чайки время от времени оглашают пронзительным криком море.
Туман. Какая - то нереальная обстановка, словно мы действительно отплываем в далекое прошлое, в ту пору, когда по берегам Черного моря стояли эллинские города - полисы и на степных лошаденках подскакивали к ним
наши предки - скифы...
Усиливается ветер, растет скорость плавания, кипят пенные борозды за рулевыми веслами. Возвращая в реальность, все громче скрипит такелаж; подсохший парус красиво выгибает спину. Оглядываюсь на оставленный берег.
Одесские пляжи пустынны, возле них качаются две-три лодочки: они принадлежат самым заядлым рыболовам. Удивленные появлением древнегреческого корабля, чудесно приплывшего в хмурый день конца ХХ века, рыбаки оставляют свои снасти, вскакивают, машут нам руками.
Продрогли все — на веслах, у паруса... Вдруг небесным гласом раздается громкий призыв кока: — Чай! Чай горячий! Куда и девается странная, завороженная тишина. Море оглашают гомон, говор, восторженные крики. Дежурные мчатся на камбуз; небольшое столпотворение возле люка...
Чай, печенье и сыр команда поглощает с такой скоростью, как будто наш поход уже в разгаре и мы успели поголодать в каком-нибудь мертвом штиле, вдали от гостеприимных берегов. А между тем, все только начинается...