М
онтенегро, Монтенегро! Где это? Рядом с Парамарибо?.. Нет, Монтенегро — это не Южная Америка. Это Балканы. Только большинство знает эту страну, как Черногорию. «Monte negro» — по-итальянски, «черная гора».
Суть одна, а звучит по-разному… Жители старинных горных нахий (областей) называют свою республику Черногорией, а обитатели многонационального побережья именуют ее Монтенегро. Да и живут они словно в двух разных, параллельных мирах,— хотя и в одной стране…
Г
де-то далеко внизу, на самом дне долины, змеей блестят петли дороги.
Из окна автобуса видно, как под стометровым обрывом лучи солнца крадутся от деревушки к деревушке. Автобус будто летит над пропастью.
На лицах пассажиров молитва, обращенная к водителю и, возможно, к местным богам… Вдруг автобус резко останавливается.
Мы встретились с небольшим автомобильчиком, — на узкой дороге не разминуться…
В конце концов, «противник» уступает дорогу и долго пятится задом в гору.
— Не беспокойтесь, все нормально, – успокаивает гид. — Монастырь Острог покровительствует местным водителям.
За все время, что существует дорога, ни один автобус не разбился. Мы под охраной мощей святого Василия Острожского…
Прилепившийся к отвесным скалам, как гнездо ласточки, монастырь почти недоступен для недругов.
Стоит разрушить небольшой участок дороги, и никто не сможет сюда дойти. Турки, и те только пару раз смогли забраться на эти скалы.
… Узкая вертикальная лесенка ведет в гору. Редкие ответвления, больше похожие на норы, теряются в темноте, откуда веет ладаном.
Икона стоит прямо на скале, залитой воском и маслами.
В маленьком тусклом окошке — лампадка с еле горящим фитильком. А когда глаза привыкают к полумраку, в глубине ризницы (небольшой церквушки в скале) появляются живые глаза монаха.
Он настолько слился с окружающей обстановкой, что его самого можно принять за темную икону среди свечей и лампадок. В одной из трещин скалы лежит артиллерийский снаряд. Тот самый, о котором говорит легенда…