Страница 1 из 6
Некоторые подробности медвежьей жизни
«Фотографировать медведей — занятие очень опасное. Снимаю их уже 30 лет. Со временем храбрости значительно поубавилось, появился опыт. Но никакой опыт не гарантирует безопасность».
Э то слова Виталия Александровича Николаенко, замечательного исследователя природы, посвятившего фотографированию и изучению камчатских медведей всю свою жизнь.
Так случилось, что его статья « Здравствуй, медведь! Как поживаешь?» стала его последней прижизненной публикацией. В конце декабря 2003 года Виталий Александрович вел наблюдение за медведем, не залегшим в берлогу.
Оставив рюкзак и лыжи, он шел по звериным следам, очевидно, рассчитывая сделать несколько снимков. Но предсказать поведение даже знакомого медведя невозможно — Николаенко сам об этом говорил. И у него уже бывали столкновения с медведями, чреватые серьезной опасностью.
Последняя встреча с незнакомцем закончилась трагически... В память о Виталии Александровиче Николаенко публикуем заметку, не вошедшую в предыдущую статью.
|
|
Медведь приходит на реку не только
за рыбой, но и принять ванну
|
|
Берлоги
Берлога — это зимнее убежище зверя, которое обеспечивает оптимальный микроклимат, позволяющий пережить длительный период неблагоприятных кормовых и погодных условий с минимальными затратами энергетических ресурсов.
Для самок она служит также родильным домом, а для новорожденных — яслями.
Сорок берлог, которые мне удалось найти и описать, были грунтовыми.
Охотники с юга Камчатского полуострова рассказывают о берлогах, которые находятся в скалистых пещерах, но достоверных данных об этом нет.
Сам я обнаружил только одну некопанную берлогу среди вулканических глыб, на берегу Курильского озера. Через узкий лаз треугольной формы зверь проникал в берложную камеру, образованную плоскими сторонами глыб.
Длина берлоги достигала 2,5 метров, а ее дно покрывал вулканический шлак. В дальнем конце — неглубокая лежка. Два темных пятна на задней стенке свидетельствовали, что этой берлогой медведи пользуются не один десяток лет.
Первыми на зимовку укладываются самки с сеголетками (первогодками) и молодые особи. Массовый отход к берлогам происходит с середины октября. Две-три недели звери проводят у берлог и залегают в них в начале и середине ноября.
Некоторое время они могут еще выходить из берлог, днем лежать рядом, а ночью прятаться внутри. Медведи не роют себе убежищ заранее. Рассказы о том, что медведь, идя на берлогу, запутывает следы, петляет, — это фантазии охотников.
Наблюдения показали, что медведи действительно петляют в ольхачах в этот период, избегают открытых мест и активно маркируют деревья в местах отдыха. Но петляние — это не что иное, как реакция на неосознанное дискомфортное психическое состояние, побуждающее медведя искать надежное укрытие.
Медведь хорошо знает район обитания и, уходя от нерестилища на берлогу, находит две-три старые берлоги, иногда уже занятые другими медведями. Мне ни разу не приходилось наблюдать, чтобы медведь оспаривал право на занятую берлогу.
Большинство берлог находится в зарослях ольхового стланика, на склонах увалов и оврагов, вдоль сухих русел ручьев. По форме их можно разделить на три группы.
Первые — грушевидной формы, с хорошо выраженным удлиненным лазом между челом (отверстием берлоги) и берложной камерой, с лежкой у задней стенки.
Вторые — шарообразной или яйцевидной формы, без продолговатого лаза; их высота, ширина и длина не сильно отличаются размерами, а углубление лежки является продолжением стенок.
Третьи — черепашьей формы, с плоским овальным дном; их длина в 1,5-2 раза превышает ширину, верх — полусферический, растянут по бокам, высота достигает 100-130 см, а ширина по центру почти в два раза больше высоты.
Лежка расположена у задней стенки и является ее продолжением. У всех берлог задние стенки более плоские, чем боковые.
Самые долговечные берлоги располагаются под корневищами берез. Их кровля держится на разросшихся вширь корнях. Как правило, такие убежища используются в течение десятков лет и семейными группами, и доминирующими самцами.
Если медведь не находит готовой берлоги, он строит новую. Медведь роет ее обеими передними лапами. Небольшое смещение берложной камеры в левую или правую сторону зависит от того, какой лапой зверь больше работает — левой или правой.
Грунт выбрасывает из берлоги между задними лапами или вбок. Как ему удается выгрести до десяти кубометров земли через узкое отверстие, остается загадкой.
Залезает он в берлогу по-пластунски, на локтях, вытянув задние ноги, и выбирается из нее так же, ползком. Объем берлоги зверь соразмеряет с размерами своего тела. Ее длина и ширина должны быть не менее длины туловища, а высота — чуть больше высоты тела в холке, чтобы, сидя в лежке, зверь не упирался головой в потолок.
Рытье занимает два-три дня. Толстые корневища, мешающие проходу, медведь выгрызает и выбрасывает наружу. Несколько обломков корневищ может оставаться и в берлоге.
<< [Начало] < < 1 2 3 4 5 6 > > [Конец] >> |