К чести того, предложение было отвергнуто... Наконец, мягко говоря, странно выглядит (отмеченная Нобиле) безапелляционность, с которой Цаппи сразу же после своего спасения говорил о бесполезности дальнейших поисков итальянцев, оставшихся на дирижабле.
|
 |
|
Монумент, воздвигнутый Нобиле в Тромсе погибшим членам экипажа «Италии» и участникам спасательных экспедиций
|
Все эти детали складываются в определенную картину; возникает образ человека, отнюдь не положительный, особенно на фоне поистине героических усилий людей разных национальностей, на фоне жертв, принесенных во имя спасения экспедиции на «Италии». Эти свойства офицера были замечены еще тогда...
В одной из своих книг Нобиле вскользь говорит, что Цаппи был жестоко оклеветан газетами. Но все ли знал тогда великодушный генерал?
Теперь, когда в живых нет ни одного свидетеля, мы уж никогда не узнаем все перипетии похода трех членов экипажа «Италии», покинувших «лагерь катастрофы».
Можем лишь задуматься над одним обстоятельством: впоследствии Мариано назвал своего ребенка Финн — в честь погибшего шведского ученного. Что это? Дань памяти или угрызения совести?..
Между тем, пока два спасенных итальянца рассказывали о своих приключениях, «Красин» продолжал продвигаться, торопясь снять со льдов остальных людей из группы Нобиле.
12 июля в 20 часов 30 мин. ледокол остановился в 100 м от красной палатки, и вскоре все пятеро были подняты на его борт. Лишь после этого «Красин» снял со льда потерпевшего аварию Чухновского.
Итак, группа Нобиле была спасена. Но означало ли это, что трагическая ледовая эпопея завершена? Нет, считал Нобиле. Он настаивал на том, чтобы продолжался поиск унесенных на дирижабле людей.
Ученый обратился к командиру «Читта ди Милано» с просьбой выделить для поисков два итальянских гидросамолета и направил Самойловичу на «Красин» срочную радиограмму.
В ней, помимо искренней благодарности, генерал просил попытаться обнаружить и дирижабль, указывая его возможное местонахождение.
Понимая, что поиски следует вести теперь же, Самойлович после некоторых консультаций дал положительный ответ и сообщил, что в качестве поддержки «Красин» готов ждать у места палатки. Готовы были к вылету и шведские летчики. Итальянские же власти посчитали все это… излишним!
В Риме исходили из того, что все шестеро итальянцев, оставшихся на дирижабле, без сомнения, погибли. Поэтому был отдан приказ — судну немедленно возвращаться на родину, а итальянским летчикам прекратить полеты. Теперь действительно все окончилось.
Нобиле, у которого впереди оказалась жизнь длиной еще в полвека, так никогда и не смог смириться с подобным решением своего правительства.
Долгие годы его одолевал мучительный вопрос: что же случилось с его шестью товарищами? Но ответа не было. Как не было и однозначного ответа на вопрос: что же стало причиной катастрофы «Италии»?..
Разгадок нет до сих пор… В 1969 году в городе Тромсe, на севере Норвегии, был открыт монумент. На гранитном постаменте поднялась стела — два крыла, взметнувшихся в небо.
На одной стороне золотыми буквами написано: «Воздвигнуто Умберто Нобиле, начальником экспедиции, по случаю ее 40-летней годовщины, при покровительстве Итальянского географического общества».
На постаменте выбиты слова: «Здесь, на этом камне, высечены имена тех, кто погиб в катастрофе на дирижабле «Италия», а также тех, кто отдал свои жизни для их спасения. В память об экспедиции, которая принесла славу ее участникам, о чем знает и всегда помнит цивилизованный мир».
* В то время административный центр подопечной территории Сомали, находившейся под управлением Италии.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.