Страница 4 из 5
Существует мнение, что регтайм был главным течением во всей культуре Америки на рубеже ХХ века. Не случайно известный американский писатель Доктороу так и назвал роман о жизни тогдашней Америки: «Регтайм». В тот период четкий, зажигательный ритм, восходящий к пляскам под барабан черных колдунов в джунглях Западной Африки, начал покорять и северян, и южан.
Как за полсотни лет до того плантаторы-рабовладельцы, — теперь самые отчаянные белые расисты отплясывали под негритянское банджо, покоряясь волшебству «низшей расы»…
Регтайм был фортепианной музыкой, близкой к танцу кекуок, однако, зафиксированной в нотных записях. Он оказался единственным предджазовым направлением, в котором напрочь отсутствовала импровизация. И все же, новаторство было грандиозным! Впервые в истории музыки фортепиано использовалось, как ударный инструмент.
Складывалась первая школа сугубо американской музыки. Регтайм, не изменяя африканскому началу, постепенно впитывал в себя европейские культурные традиции, включая даже англо-кельтский фольклор.
Это, безусловно, уже был прямой путь к джазу. Самые ранние пьесы джазового репертуара — фактически, регтаймы в переложении для джаз-банда.
А в первых джазовых ансамблях партии пианистов были чистыми регтаймами. Еще раз подчеркнем, что на рубеже столетий слушателей в американской музыке привлекал, прежде всего, напряженный ритм. А это и есть сущность регтайма…
После Первой мировой войны джаз, уже как самостоятельный жанр, некоторое время существовал параллельно с «классическим» регтаймом. Но постепенно и уверенно джаз оттеснил своего конкурента на задний план. Регтайм полностью уступает дорогу новому кумиру публики; уходит вглубь, в провинциальную среду…
Столь же важным и влиятельным предшественником джаза стал блюз. В своем классическом виде, блюз представляет сольное пение под аккомпанемент гитары. Вокальная партия доносит смысл песни, а инструментальная развивает эту тему или ведет своеобразный диалог с певцом. В блюзе тоска переплетается с чувством полной безнадёжности.
Спиричуэлс зачастую также полон скорби, но там страдание растворяется в надежде, дарованной чувством веры. Есть и другие различия. Если вслушаться в тексты, то возникает разительный контраст между одухотворенными, возвышенными спиричуэлс и сугубо реалистичными, бытовыми текстами блюзов. Блюз — это крик одинокого страдальца в безысходном мире.
Выдающийся американский писатель Ричард Райт определил блюз, как «искусство выброшенных за борт неудачников»...
|