П
о мнению специалистов, ни один жанр афро-американской музыки не является прямым предшественником блюза. Откуда же он взялся?
Может быть, от «обратного» воздействия европейского мелоса на музыкантов-африканцев?
Или, наоборот, блюз — наследие столь древних и глубоких традиций Черного Континента, что сейчас просто невозможно восстановить эту связь?..
Диспуты продолжаются. Но все же наиболее убедительно выглядит версия о том, что в блюзе возник самый тесный сплав африканского и западного мироощущений. Как, собственно, и в джазе…
Джаз и блюз стали известны широким кругам почти одновременно; казалось, они развиваются параллельно, воздействуя друг на друга, — но, на самом деле, блюзовая традиция сложилась у негров задолго до того, еще в семидесятых годах ХІХ века.
Джаз, действительно, сильно зависел от блюза, а вот блюзы продолжали жить независимой жизнью, да и живут до сих пор.
Мрачная блюзовая грусть была особенно близка представителям послевоенного «разочарованного» или, как его еще называли, потерянного поколения.
Молодежь, вернувшись с фронта и не найдя положительных перемен в мире, которые оправдали бы страшные военные потери, — эта молодежь не верила больше ни во что и лишь искала сильных ощущений.
Не случайно в это время в больших городах появились и получили распространение первые джаз-бэнды, чья необузданность волновала души, даровала желанное забвение в ритме.
Не случайно именно тогда из подполья выхлестнулось наружу несущее на себе печать древних магических ритуалов негритянское музыкальное творчество. Музыка, сопровождавшая на праздниках буйные многолюдные процессии черных жителей Нового Орлеана, стала признанной и необходимой.
Казалось бы, вполне чуждая европейскому слуху мелодика нашла отклик в сердцах миллионов людей за пределами негритянской среды.
Интересно, что в ту пору получили развитие в Штатах древние, чуть подновленные культы «цветных», вроде воду и кандомбле…
...
Итак, в 20-х годах прошлого века западный слушатель оказался подготовленным к восприятию самобытной афро-американской культуры, которая на протяжении нескольких веков существовала на американской земле, не привлекая к себе внимания «просвещенной» публики.
Блюз и джаз бросили вызов привычной музыке Запада, для многих заменили ее — и, уж наверняка, заняли прочное место в культуре «белого» мира.
Немалую роль в становлении профессионального джаза и развитии блюза сыграла мощная миграция негров после Первой мировой войны.
В связи с разразившимся экономическим кризисом, они перебирались в западные и восточные города Америки, где требовалось больше рабочих рук, и приносили с собой любимые мелодии...
Крупнейший негритянский район Нью-Йорка, Гарлем, стал также и центром афро-американской культуры. Но скоро джаз и блюз выходят далеко за пределы общества чернокожих…
Однако, дни бурного развития и всемирной славы джаза — это уже другая история.