Об этом, по примеру лектора из «Карнавальной ночи», гадают уже несколько веков. Поначалу — человеку просто не хотелось быть одиноким среди звезд.
В давние времена даже на Луне предполагали существование жизни, в том числе и разумной.
В конце ХIХ столетия идея о жизни на Марсе подпитывалась, как мы уже говорили выше, утверждениями, что на его поверхности множество прямых линий, так называемых каналов.
Вопрос о жизни на четвертой планете считали решенным. Но время шло, Марс молчал. Наблюдения в более совершенные телескопы показали, что так называемые каналы — не что иное, как оптический обман...
Но желание землян найти на Марсе жизнь не умирало. Еще в середине минувшего века советский ученый Тихов объяснял сезонные изменения цвета некоторых участков поверхности Марса жизнедеятельностью примитивных синих или сине-зеленых растений. Возникла даже такая наука — астроботаника...
Однако первые же подробные фотографии Марса (1965 год, «Маринер-4») развенчали все эти смелые предположения.
Снимки «Викинга-1» вызвали еще один виток страстей вокруг старой темы, заявленной Гербертом Уэллсом и Алексеем Толстым в «Аэлите».
Во время съемки некоего участка поверхности лучи
Солнца так осветили одну из возвышенностей, что она стала сильно походить на таинственный скульптурный лик.
Прежде, чем удалось получить новые, с высоким разрешением, снимки этого же района Марса, было написано множество книг, прочтены сотни лекций по поводу марсианского «сфинкса» и разумной жизни на Красной планете.
Но фотографии последних лет неоспоримо свидетельствуют: перед нами лишь группа скал, причудливо «оформленных» выветриванием...
Намного более серьезным подтверждением наличия марсианской жизни стала находка, сделанная... в Антарктиде.
Группа ученых, ведомая Дэвидом Мак-Кэем, в девяностых годах опубликовала статью об открытии (хотя бы существовавшей в прошлом) бактериальной жизни на Марсе.
Изучение метеорита весом в 1,9 кг, как предполагают, прилетевшего на Землю с Марса, принесло интересные результаты. В веществе «небесного камня» найдены органические соединения, схожие с продуктами жизнедеятельности земных бактерий.
Там же обнаружены минеральные образования, соответствующие побочным продуктам бактериальной деятельности, и небольшие шарики карбонатов, которые могут быть ископаемыми остатками простых микроорганизмов.
Как же кусок Марса попал на землю? Исследователи на это вопрос отвечают так. Раскаленные горные породы затвердели на Марсе около 4,5 миллиардов лет тому назад, примерно через сто миллионов лет после образования планеты.
(Эти сведения дало изучение радиоизотопов, образовавшихся в метеорите за время его долгих странствий под действием космических лучей.)
Менее четырех миллиардов лет тому назад горная порода была разрушена. В трещины проникла вода, возможно, вместе с бактериями. Приблизительно 3,6 миллиарда лет тому назад бактерии и их побочные продукты стали ископаемыми...
16 миллионов лет тому назад большой метеорит или астероид упал на Марс, выбив из поверхности последнего куски породы. Один из них, со следами микроорганизмов, блуждал в пространстве, пока не столкнулся с Землей...
Но каким же образом было установлено марсианское, а не какое-либо иное происхождение звездного гостя? И, кстати, не его одного, — найдено с полтора десятка метеоритов, считающихся осколками Марса...
Во-первых, все они — обломки пород, кристаллизовавшихся из расплавленной магмы, что говорит именно о планетном происхождении «пришельцев»; у всех — подобный химический состав, все носят следы нагрева, свидетельствующего об ударе, выбросившем их в космос.
А в одном из метеоритов обнаружен пузырек воздуха, схожего по составу с марсианской атмосферой, изученной «Викингами»!..