П
очему в древности греки называли остров Левка, что означает «Белый?». Я считаю, что название острову дали чайки. Их здесь тысячи. Но остров делают белым не только сами птицы, но и оставляемый ими помет.
Вот и сейчас: длинный приветственный гудок «Фастова» спугивает тысячи чаек, которые поднимаются в воздух, оглушив все вокруг истошным криком.
Насиженные ими скалы остаются белыми. К борту судна подходит резиновая лодка; на ней я и мои коллеги по экспедиции Игорь Зяблов, Павел Симоненко, Алексей Андрюшин перебираемся на берег.
Как и в 1988 году, прием нам оказывают радушный. Нашими хозяевами становятся пограничники во главе с мичманом Игорем Маймескулом. «Давненько у нас гостей не бывало», говорит он. «Да и не удивительно, бункеруемся раз в год. Разве что, время от времени, вертолет прилетает.
Раньше островитяне не чувствовали себя так далеко от «большой земли». Когда причал строили, много тут народу разного бывало. А теперь кому мы, кроме военного начальства, нужны?».
Первая научная экспедиция прибыла сюда в 1964 году, затем в 1968 году экспедицию организовал Одесский археологический музей.
Через двадцать лет, правдами и неправдами, мне удалось добиться разрешения провести комплексное исследование острова; еще несколько раз в девяностых годах там работали группы археологов и аквалангистов-подводников под руководством Сергея Охотникова.
При такой редкости посещения, находок на острове было сделано достаточно много.
Относятся они и к временам античным, и к Средневековью. История Змеиного начинается в глубине веков; исследования, проведенные здесь, позволяют судить о том, что впервые человек сюда пришел в VII веке до н.э. И сделали это переселенцы, направлявшиеся из Греции в земли Северо-Западного Причерноморья.
Греки принесли на остров культ главного героя Троянской войны, Ахилла. Ахилл пал от руки Париса, чью стрелу бог Аполлон направил в единственно уязвимое место героя — пятку.
Именно за пятку держала его мать — богиня Фетида, окунув в реку, протекавшую в подземом царстве Стикс. Все тело Ахилла обрело неуязвимость, лишь пресловутая «Ахиллесова пята» осталась беззащитной. По преданию, Фетида подняла из пучин морских остров, на который и перенесла своего погибшего сына. Это и есть Левка.