Полагают, что в атмосфере Юпитера три слоя облаков. Наверху — тучи из оледеневшего аммиака. Под ними — облака, состоящие из кристаллов аммония.
В самом низком слое собираются массы кристаллов водяного льда и, возможно, капель жидкой воды.
Ветры здесь достигают скорости в 500 км в час и дуют, главным образом, в пределах широких полос, параллельных экватору планеты.
Интересно, что в смежных полосах ветры всегда направлены в противоположные стороны, — словно потоки автотранспорта на шоссе!
Эти полосы различимы даже в небольшой телескоп. Следствием ураганных ветров становятся чудовищные, незнакомые Земле бури и вихри.
Один из невообразимо громадных, веками кружащих на месте «смерчей» — знаменитое Большое Красное Пятно, замеченное с Земли более 300 лет назад. Этот овал размером 12 000 км на 25 000 км мог бы вместить в себя две Земли!..
Исследования, проведенные в обычном и инфракрасном диапазонах, указывают на то, что вихрь Большого Пятна — это область высокого давления, т. е. антициклон. Облака, слагающие Пятно, расположены значительно выше и более холодны, чем атмосферные структуры вокруг них.
Схожие «стоячие» вихри, но меньших размеров, обнаружены в других местах юпитерианской атмосферы, а также на
Сатурне и Нептуне. До сих пор непонятно, как они могут существовать так долго. Неизвестно также, как возникают столь странные явления: многие ученые полагают, что это — выходы потоков разогретых газов из недр планеты.
Вообще, яркие цвета юпитерианских облаков, вероятно, обусловлены химическим составом последних. Например, когда атомы углерода объединяются с атомами водорода и кислорода, возникает целый ряд «разноцветных» газов, таких, как угарный, метан и другие.
Оранжевые и коричневые тона в облаках Юпитера могут быть соотнесены с органическими соединениями, включающими в себя серу и фосфор.
Интересно также то, что Юпитер излучает больше энергии в пространство, чем получает от
Солнца. Недра Юпитера, вероятно, разогреты до 20 000 градусов K, а давление в его недрах может достигать 100 миллионов атмосфер.
Не только в своем ночном блеске на нашем небе, но и во внутреннем строении Юпитер имеет сходство с небольшой звездой! Часто говорят о том, что Юпитер мог бы стать «вторым Солнцем» в нашей планетной системе. Да, мог бы, — если бы только набрал соответствующую массу.
Сейчас она у него составляет только одну восьмидесятую долю от необходимой для образования звезды; меньший «вес» не позволяет недрам Юпитера разогреться до температуры термоядерных реакций.
Но Юпитер в свой ранний период не «растолстел» надлежащим образом, и никогда уже не суждено ему стать по настоящему лучезарным, самосветящимся небесным телом.
Правда, «в утешение» Юпитеру следует сказать, что в последние годы астрономы обнаружили в далеком космосе много тел, подобных ему. Говорят даже о целом классе таких объектов — несостоявшихся звезд, именуя их юпитера, с маленькой буквы и с ударением на последний слог...