Э
та строка из старого, забытого стихотворения, как нельзя лучше, характеризует Антарктиду. Действительно, есть в шестом материке нечто зловещее, даже мистическое.
Много веков длились подчас трагические поиски предсказанной еще античными географами большой земли крайнего Юга, Terra australis.
Уже после открытия — тишина и безлюдье нового континента, его мертвая белизна, кора мощного льда, страшные метели и ураганы, какой-то неземной мороз, — все навевало оторопь.
 |
|
Действующие научные станции в Антарктике
|
|
Авторы «литературы ужасов», начиная от ее патриарха,
Эдгара А. По, уделяли немало внимания пустынной ледяной земле.
По, приведя туда своего героя, Артура Гордона Пима, заставил его и побывать на острове, где были искажены законы природы, и увидеть небывалых на Земле тварей, и возле самого Южного полюса встретить таинственного белого великана.
Говард Ф. Лавкрафт уже в 1930-х годах «украсил» Антарктиду городом инопланетных пришельцев среди гор высотой в полтора Эвереста, — «Хребтов Безумия»...
Реальность оказалась захватывающе интересной, но, увы, лишенной мистики.
Южный континент раскрывал свои секреты один за другим. В последние годы на берегах Антарктиды особенно активно работают наши соотечественники.
Шестого февраля 1996 года украинский флаг был поднят на станции, переданной нам англичанами за символическую цену — один английский фунт...
Станция стоит на острове Галиндез, самом большом среди Аргентинских островов. Ее английское название Фарадей сменилось иным — Академик Вернадский.
С тех пор на станции уже побывало семь украинских научных экспедиций.
Изучение Космоса над полярной областью и климата Антарктиды, ее влияния на земную атмосферу (кстати, метеорологи подтвердили теорию «парникового эффекта», — на планете становится все теплее); исследования озонового слоя над полюсом и его окрестностями, структуры и возрастных изменений геомагнитного поля, ледников и снежных лавин на горах, рельефа морского дна, океанской флоры и фауны, в частности, антарктического криля; опыты по адаптации человеческого организма к жестким условиям приполярья, — вот далеко не полный перечень того, чем занимались и занимаются там украинские ученые.
Рассказывает Юрий ШЕПЕТА, сотрудник кафедры общей и молекулярной генетики Национального университета им. Т. Г. Шевченко, участник седьмой украинской антарктической экспедиции.
Экспедиция была седьмой по счету, если считать все украинские исследовательские группы, побывавшие в Антарктиде, и четвертой морской. Наше судно «Горизонт» вышло из Севастополя 22 декабря 2001 года.
Новый год встречали в Средиземном море, очень тепло... во всех смыслах. Погода была прекрасная, никакого шторма; потому обычные тарелки на столе не превращались в летающие...
Поставили елку; были и Дед Мороз, и Снегурочка, — все сами придумали и сыграли, очень весело и по-домашнему. Затем пошли к Канарам, чтобы взять провианта и горючего, — а оттуда начался двадцатидневный переход через Атлантику, к Южной Америке.
С погодой, опять же, повезло... По пути занимались научной работой, — изучали течения, измеряли соленость океана, распространение радиоволн, фауной тоже интересовались.
Наконец, пришли в
Ушуайя , аргентинский город, самый южный на планете. Это маленький городок, он не на всех картах обозначен; находится на Огненной Земле.
Стоит на берегу пролива Бигл*, в очень красивом месте, у подножия гор. Домики одно-, двухэтажные, есть аэродром: сюда прилетают ученые и туристы, все, кто направляется в Антарктику.
Антарктический туризм очень развит, там бывает десять тысяч и более человек в год... Ушуайя живет за счет туризма. В тамошнем порту я видел огромные лайнеры — «Марко Поло», «Меркурий», российский корабль «Академик Иоффе».
Кстати, кроме больших туристских кораблей, на пути к Вернадскому попалась нам интересная яхта. Плыли на ней одни женщины, шесть француженок, — вот уж романтические особы...
В
Ушуайя мы подождали двое суток, пока прибудут на самолете зимовщики. Наконец, собрались все. Были с нами и иностранцы: два поляка-биолога, профессор с молодым помощником, которые шли с нами из Севастополя.
Они собирались изучать паразитов придонных рыб. Помимо членов экспедиции, самолет привез и других специалистов, например, четверых чехов. Чехи имели задание — найти удобное место для своей будущей национальной станции...