Н
ачало лета, полевые исследования — самая напряженная и увлекательная пора для биолога.
Выезжаю на наблюдения вечерним рейсом служебного автобуса. Выхожу из машины, надеваю рюкзак; дальше иду пешком по тропе протянутой вдоль заброшенного арыка. Сколько труда вложили в него когда-то люди!..
Но вот, начинается подъем. Идти все труднее. Слышу резкий крик дятла; останавливаюсь, стараюсь отдышаться.
Наблюдаю за птицей; должно быть, где-то поблизости гнездо. Дятел беспокоится, орет во все горло. Стою не шевелясь, и вот — мое терпение вознаграждено.
Птица успокаивается, перелетает на старый, обломанный ствол, заскакивает в дупло; оттуда слышны истошные крики птенцов. Записываю наблюдения в полевой дневник.
Иду дальше, вернее сказать, ползу. Подъем все круче, рюкзак тяжелее. Пора отдыхать.
Доносится шум воды; еще немного, и вот он — знаменитый водопад Головкинского. Место невеселое, суровое и неуютное. Вековые деревья, замшелые камни, вечный шум воды.
Вечереет. Тревожно кричит черный дрозд. Отдышавшись, набираю воды; надеваю совсем отяжелевший, будто набитый камнями рюкзак. В руках посох — мой неизменный, не раз выручавший спутник. Вот теперь начинается настоящий подъем. Сердце, похоже, стучит где-то в горле.
Медленно иду от дерева к дереву. Силы на исходе, а до вершины еще далеко. Часто останавливаюсь прислонившись к стволу дерева рюкзаком.
Начинаются скалы, подняться на них можно только по осыпи. Темнеет, — дальше мне не пройти. Ночевать, по-видимому, придется где-то здесь. Но где? Подбираюсь ближе к утесу, ищу место. Скоро будет совсем темно.
У подножия скалы замечаю небольшую нишу. Места мало, едва хватает, чтобы лечь. Палатку здесь не поставишь.
Становится холодно. Надуваю матрас, сверху стелю палатку. «Дом» готов. Разжигаю примус, ставлю чай, включаю потихоньку приемник. Негромкая музыка, шум примуса, удивительное чувство отдыха и покоя... Всходит луна; место, и без того дикое, становится абсолютно фантастическим. Вдруг — шум камней...
Олени! Звери проходят недалеко от меня. Закутываюсь в палатку и мгновенно засыпаю. Будит меня самец горихвостки, на вершине дерева встречающий своей звонкой песенкой солнце.
Только теперь замечаю на скале неподалеку белые потеки и большую кучу ветвей в расщелине. Вот она, главная цель моего похода! Гнездо белоголовых сипов, необыкновенных птиц, воистину достойных внимания и восхищения...