Страница 3 из 6
 |
|
Приём султаном Сулейма-ном хана Девлет-Гирея
|
|
 |
|
Переправа крымских и османских войск через Дунай
|
|
Действие происходит в палате дворца Топкапы по ту сторону ворот Баб-ус-Саадет — «Святая святых». Сулейман, восседающий на шестиугольном троне, протягивает хану руку для поцелуя.
На Девлет-Гирее традиционная крымская высокая белая шапка с меховой оторочкой и чёрный кафтан. Кафтан украшен китайским по происхождению узором чинтемани, чрезвычайно популярным при османском дворе в XVI в.
Серия двойных волнистых линий и композиция их трёх кружков символизируют присущие хану силу и могущество тигра и леопарда.
Хан также одет в халат, возможно, подаренный султаном. Халат, преподнесённый в подарок или присланный вместе с барабаном и знаменем — знак утверждения падишахом крымского правителя на престоле.
Ханам даровался, как правило, кафтан под названием капаниче: сверху покрытый изысканной и дорогой тканью, например, атласом, а изнутри подбитый мехом, он имел длинные рукава, запахивался впереди и застёгивался на пуговицы, украшенные драгоценными камнями.
Вот как пишет об этом наш соотечественник П. А. Левашов, находившийся на дипломатической службе в Стамбуле в конце 60-х — начале 70-х гг. XVIII в.: «Керим-Гирей, татарский хан, бывший в ссылке на острове Кипр, приехал 17 октября [1768г. - И. З.] в Константинополь... оказаны ему отменные почести и даны великие дары, как-то: перо, осыпанное бриллиантами и именуемое соргучем, каковое сами султаны на турбанах своих носят, также кинжал с череном, украшенным разными драгоценными каменьями, высокой работы часы с алмазами и несколько мешков денег на экипаж; сверх того надета была на него шуба, называемая кабаница, которая даётся только принцам крови или визирям за чрезвычайные заслуги».
У Девлет-Гирея на миниатюре видны довольно редкие висячие усы. Можно не сомневаться, что художник передал подлинный, хорошо известный ему облик властелина. Рядом с ханом стоят четыре везира Сулеймана и двое слуг-телохранителей.
Входы в приёмную палату и смежные помещения охраняются стражей. В нижнем регистре миниатюры (за пределами палаты) изображена группа крымчан в шапках с раздвоенными полями (традиционные татарские головные уборы) — свита Девлет-Гирея. Поражённые роскошью османского двора, татары жестикулируют, обмениваются впечатлениями.
Благодаря трудам османских миниатюристов, у нас есть возможность узнать, как выглядели сыновья Девлет-Гирея. Первым после смерти отца правил его сын Мухаммед-Гирей II, прозванный за свою тучность Семиз, т. е. «Жирный» (1577-1584).
Миниатюра с изображением Мухаммед-Гирея есть в составе другого жизнеописания султана Сулеймана; автором книги был Локман бен Хусайн аль-Ашури. Экземпляр этого труда, выполненный в 987 г. хиджры (1579), хранится ныне в Дублине, в Chester Beatty Library.
Иллюстрация изображает переправу османских и крымских военных порядков через Дунай в 1566 г. во время кампании против венгров. Турецкие воины изображены в верхней части композиции, крымские татары — внизу. Рисунок сопровождается поэтическими строками.
Если судить по миниатюре, Мухаммед-Гирей вовсе не оправдывает своего прозвища. Однако не будем забывать, что он вступит на трон отцов только через долгих 11 лет, которые вместе с последующими годами правления и произведут столь печальную перемену в его облике.
К 1583 г. Мухаммед-Гирей стал уже столь тучен, что не был в состоянии сидеть в седле и передвигался в повозке, запряжённой шестёркой или восьмёркой лошадей.
Практика привлечения османскими падишахами крымских татар к военным действиям в Европе впервые была опробована ещё Баязидом II. С тех пор падишахи часто пользовались содействием ханов, татары стали активно участвовать в военных операциях османов.
Эпизод одной из таких кампаний изображён на миниатюре, воссоздающей события той поры, когда турецкая армия совершала экспедицию для наказания Петру Рареша — воеводы «Кара-Богдании», как османы называли Молдавию.
Поход начался торжественным выездом султана из Стамбула 8 июля 1538 г. По сообщению Лютфи-паши, везира Сулеймана Кануни, из Адрианополя (Эдирне), куда Сулейман прибыл 18 июля, хану Сахиб-Гирею был направлен султанский фирман, в котором предписывалось следующее: «И ты также приходи готовым к войне против Кара-Богдании».
Османское и крымское войска встретились в начале сентября на равнине около г. Яссы весьма торжественно, что и показано на рисунке. На миниатюре в верхнем регистре изображено татарское войско под командованием Сахиб-Гирея.
|