Страница 1 из 6
 |
|
Памятник Петру I
|
|
Твердой ногой на Восточном* море...
«Так как его царское величество имел большую склонность к мореплаванию и хотел стать твердой ногой на Восточном* море, то он повелел сперва устроить небольшое укрепление на том месте, где теперь стоит Санкт-Петербург...»
Перед нами — отрывок из пространных записок о России, оставленных неизвестным автором начала XVIII века (вероятно, ганноверским резидентом при российском дворе Х. Ф. Вебером).
Труд этот носит невероятно длинное название, начинающееся словами: «Eigentliche Beschreibung der an der Spitze...» — «Описание новопостроенного на оконечности Восточного моря русского столичного города С.-Петербурга...»
Впервые записки были изданы в 1718 году во Франкфурте и Лейпциге, но на русском языке вышли только в 1882 году, в журнале «Русская старина».
И тем не менее, задолго до перевода «Описание» уже сыграло роль в нашей литературе. Какую?
Да вчитайтесь же в отрывок! Вот откуда Пушкин взял строку для вступления к своему бессмертному «Медному всаднику»:
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
По поводу «окна в Европу» Поэт сам признается: этот образ принадлежит некоему Альгаротти. Но, кажется, никто до сих пор не усмотрел цитаты в следующей строке. А между тем, по мнению исследователей, книга Вебера в пушкинской библиотеке была...
Коль уж заговорили о «Медном всаднике», к нему и вернемся.
...1762 — год дерзкого государственного переворота. В гвардейском мундире, во главе возбужденных войск прогарцевав на коне по Петербургу, входит во дворец бывшая немецкая принцесса из захудалого Цербста, ныне императрица Всероссийская Екатерина Вторая.
Через три недели после ее воцарения льстивый Сенат уже постановил воздвигнуть в центре города статую новой монархини. Но Екатерина умна и скромна в достаточной мере, чтобы отвергнуть поспешное решение лизоблюдов. Объявив себя лишь наследницей дел Великого Петра, она повелевает воздвигнуть памятник Преобразователю.
Осознание царицей своей роли продолжательницы Петровых реформ отразится в надписи на постаменте: «...Первому... Вторая». Странным образом, история в своем суде присоединится к этой последовательности. 34-летнее царствование Екатерины, осененное шпагой Суворова и пером Державина, войдет в вечность именно как второе по значению для России и мира после 43-летнего петровского...
<< [Начало] < < 1 2 3 4 5 6 > > [Конец] >> |