Страница 8 из 10
|
 |
|
«Мелькарт» в испанском порту Кангас
|
|
 |
|
Улочка португальского городка Авейро
|
Меня мутит. Капитанская каюта «Мелькарта» совсем крохотная, и переносить качку внутри замкнутого пространства очень тяжело, — но уйти наверх я не могу. Спасатель вызывает постоянно. Вопросы и ответы просты и одинаковы.
— Как люди?
— Нормально.
— Травмы есть?
— Нет.
— Вода в корпус попадает?
— Нет.
— Держитесь. Скоро будем в бухте.
— Очень хорошо...
Это «скоро» продолжается пятый час, — но вот, наконец, и бухта Сидейры. Вокруг темень. Позже мы узнали, что в городе ураган нарушил электрообеспечение. Швартуемся. Опасность позади.
Катер быстро уходит. В море терпят бедствие еще несколько судов. Как оказалось, уже после нас спасатели завели в Сидейру четыре яхты.
Ветер в бухте нарастает с новой силой. Пробиваясь сквозь его порывы, к нам бегут испанцы. В руках у них — бутылки со спиртным. Никто из нас не может даже говорить.
Пришедшие — это члены экипажей яхт, которым повезло прийти в Сидейру до начала шторма. Теперь они отогревают, как могут, тех, кто штормовал. Великая морская солидарность...
Укрывшись под стенкой мола, разливаем спиртное; делим намокший хлеб и нехитрые консервы. Алкоголь делает свое дело, отогревая не только тела, но и души.
Наш повар Борис мрачновато резюмирует:
— Ну, что? Мы теперь все побратимы, а второй день рождения у нас — 31 июля...
На следующий день регата уходит дальше, а мы остаемся. Испанцы помогают нам залатать парус…
За время нашего вынужденного простоя в бухте Сидейра мне удалось побывать в удивительном месте, непосредственно связанном с древнейшей историей.
Это насыпной мол для защиты бухты Стака-де-Барес во время штормов. За его массивной кладкой укрывались небольшие суда торговцев и путешественников. Бывали ли здесь финикийцы? Возможно, — но об их присутствии на северном побережье Испании ученым известно немногое.
Несмотря на то, что финикийское письмо — одно из самых ранних в Евразии (употреблялось с XIII века до н. э.), сами его изобретатели оставили о себе мало письменных известий в тех местах, куда приплывали морем.
При раскопках в европейских странах практически не найдено финикийских надписей. А ведь такие античные авторы, как Гомер, Гесиод, Страбон отмечают преобладающую роль финикийцев в открытии берегов и островов Европы, в разведке побережья Африки.
Того же мнения придерживаются и многие современные ученые, считая плавания финикийцев из Средиземноморья к западным берегам делом обыденным.
Но сильные штормы, в которые попадал «Мелькарт» за время своих плаваний в Бискае, говорят об обратном. Походы на Запад были предприятиями, смертельно опасными. Северо-западное побережье Испании гористо, прибрежные воды изобилуют подводными скалами и мелями. Срывающиеся с гор ветры огромной силы не благоприятствуют каботажному плаванию.
|