Страница 9 из 10
|
|
Острова Хио, закрывающие вход в бухту Виго |
|
|
|
На заднем плане — набережная города Порто. Португалия |
|
 |
|
|
|
Пересечение Биская напрямую — также дело не из простых, о чем свидетельствуют три неудачные попытки, осуществленные нами на «Мелькарте» год тому назад.
Погода за время наших экспедиций никогда не отличалась постоянством. Так что мнение противников гипотезы о финикийской экспансии в Европе имеет под собой основание...
Многие исследователи утверждают, что торгово-мореходной гегемонии финикийцев не существовало, что те никогда не совершали плаваний к Оловянным островам, а металлы получали благодаря посредничеству государства Тартесс.
Подтверждают это и некоторые археологические находки. А те фрагменты финикийской керамики, которые обнаружены недавно на берегах Франции и в Ла-Манше, вполне могли попасть туда через третьи руки...
Эти предположения, пожалуй, подтверждены событиями последних дней. Не будь катера-спасателя, «Мелькарт» мог быть выброшен на берег.
А ведь у финикийцев спасателей не было! Так что, вероятнее всего, финикийцев и вправду металлами снабжали тартессцы, — а тех, в свою очередь, племена, жившие по берегам северо-западной Европы.
Древние рудники существовали в Галисии. Здесь же, очевидно, были и перевалочные базы для английского олова.
Я думаю, одна из них могла находиться в глубокой бухте у мыса Стака-де-Барес, там, где расположен небольшой городок Рибадео, в который мы стремились к старту галисийской регаты.
На регату мы не попали, — но как же, побывав в этом районе Галисии, не увидеть остатки древнего порта!..
Мы медленно спускаемся к оконечности мыса, где протянулся, пожалуй, один из старейших в мире, насыпной мол.
Это циклопическое сооружение подобно айсбергу: треть на поверхности, две трети — под водой. Огромные камни окатаны за тысячелетия и напоминают ядра для гигантской пушки. Длина мола — около семидесяти метров. Идя по нему, я с трудом мог поверить, что кто-то без помощи современной техники смог уложить эти глыбины одну на другую.
Но факт остается фактом: мол — рукотворный, и строить его начали в незапамятные времена. Кто же? Тартессцы, финикийцы, кельты? Безусловно, народ-мореплаватель; те, кому необходимо было укрываться во время штормов...
Я почти уверен, что, хотя мол и носит название «финикийского», к самим финикийцам он не имеет никакого отношения. Скорее всего, они так далеко все же не заплывали. К этому выводу приводит меня эксперимент — плавание на точной копии финикийского корабля.
Собственно, для проверки предположения о дальних маршрутах тирийцев или пунийцев — и создавалась наша экспедиция! Отрицательный результат тоже ценен.
Сегодня я уверен, что сами финикийцы далеко на север не плавали. Металлы доставлялись с берегов Британии племенами, о которых сказано в перипле Гимилькона: «Здесь живет много гордого духом народа, настойчивого и ловкого».
Но и этот «гордый народ» также не вел прямой торговли с финикийцами. Вероятно, что свои товары британцы переправляли на северо-западное побережье Франции, откуда другие, не менее «ловкие» племена везли товары на север Испании — и морем, и по суше.
На побережье Галисии вновь проходил обмен, где драгоценный груз забирали тартессцы, главные поставщики металлов для всего Средиземноморья. Финикийцы же торговали непосредственно только с Тартессом...
|