М
ы стояли на мосту, переброшенном через пропасть. Над нашими головами простирались каменные толщи; внизу, в глубоком ущелье, глухо шумела и зло поблескивала река.
За спиной остались подземные залы с причудливыми изваяниями; впереди – уходила, казалось, в никуда – черная пропасть...
И вдруг погасли редкие фонари, скупо освещавшие подземелье. Я инстинктивно вцепилась в металлические перила моста, влажные и холодные.
Помнила, что вокруг меня стоят люди, но они молчали, не было слышно даже человеческого дыхания, словно не было никого – только плотная чернота...
Эти мгновения на мосту в Шкоцанских пещерах запомнились навсегда.
П
утешествовать по Словении и не спуститься в пещеры – значит, не почувствовать все своеобразие ее природы.
На маленьком клочке земли – площадь Словении чуть более 20 000 кв. километров, около половины тоже маленькой Швейцарии, – сошлись воедино хребты Альп, Паннонская низменность, равнинное побережье Адриатики, известняковое плато Карст.
И все это в центре густонаселенной Европы, в нескольких часах езды от Любляны – столицы Словении.
Словенцы, гордясь своей землей, утверждают, что у них в один и тот же день можно покататься на горных лыжах и поплавать в Адриатическом море...
Плато Карст, северная окраина Динарского нагорья, лежит на юго-западе страны.
В незапамятные времена эти земли были дном моря.
Впоследствии море отступило, но остался толстый слой известняковых осадков. И началась работа карста. Ведь карст, как известно, возникает в породах, легко размываемых природными водами.
Каковыми, в частности, и являются известняки. Два миллиона лет назад здесь, говоря словами ученых, образовался первый карстовый феномен.