Однако в 1771 году по Сибири путешествовал замечательный русский учёный, академик
Пётр-Симон Паллас. Мыслитель-энциклопедист, он заинтересовался находкой кузнеца – причём до такой степени, что организовал её отправку в Петербург.
Там глыбу, впоследствии названную Палласовым железом, поместили в основанную Петром Великим кунсткамеру.
А в 1794 году, в Риге, вышла книга немецкого учёного Эрнста Хладни, в которой автор (кстати, немало споривший с парижскими академиками о происхождении «небесных камней») однозначно доказал, что Палласово железо – пришелец из Космоса!
…Теперь на сопке возле Енисея стоит единственный в мире памятник метеориту!..
Хладни был первым, кто собрал доказательства внеземного происхождения метеоритов, – но обычные, не претендовавшие на учёность люди наблюдали и фиксировали падения последних уже много веков подряд.
Десятки тысяч лет назад
первобытный человек укладывал метеориты в могилы соплеменников. В 1843 году небесный камень извлекли из кургана под Бердянском, в 1949 американские археологи нашли два куска железного метеорита в доисторическом индейском могильнике.
Астроном Камиль Фламмарион писал, что первые железные орудия были сделаны людьми несомненно из метеоритного металла.
В Египте времён Нового царства определённый иероглиф читался, как «железо с неба»; в древней Армении любое железо звалось «яркат» – «капнувшее с неба». Бусы и кинжал из космического металла были найдены в могиле шумерской царицы Шуб-Ад.