А
втору этих строк повезло: он неоднократно поднимался на горы и холмы, прослывшие в разных странах священными.
Джебель Муса (гора Моисея) в Египте, на Синайском полуострове, — там пророк Моисей получил заповеди от Бога, — и гора Небо (Наби, т.е., пророка) в Иордании, место, откуда Моисей увидел обетованную землю и где он скончался.
800-метровая Ужу в окрестностях китайского города Шаолинь-су, на склоне которой до сих пор сохраняется пещера, служившая домом отшельнику Бодхидхарме, основателю монастыря Шаолинь.
Длинный и низкий холм Говардхан, упорно именуемый индийцами священной горой: эту гору некогда поднял на одном пальце левой руки бог Кришна...
Словом, вершин, овеянных мифами, хватало. Но, чтобы подняться на иные священные пики, нужна более высокая, чем у автора, квалификация альпиниста...
В эпосе многих древних стран, наряду с обычными горами, фигурирует некая Гора, воспринимаемая, как символ самой Вселенной. (Другим, столь же универсальным символом было Мировое древо.)
Гора находится в центре мира, через нее проходит ось всего сущего (axis mundi). Над вершиной священного пика горит Полярная звезда; под его подошвой — нижние миры, преисподняя.
Часто склоны Горы покрыты волшебными садами: так, на Нефритовой горе китайских мифов, принадлежащей богине Сиванму, растет персиковое дерево с плодами, дающими бессмертие.
Еще чаще, в представлении древних, Гора служит обиталищем богов. На трех вершинах индийской Меру, золотой, серебряной и железной, живут Брахма, Вишну и Шива...
Гора — середина земли в мифической географии, все материки и океаны располагаются вокруг нее.
Часто Вершину Мира соотносили с некоей реальной горой или хребтом, — взять хотя бы греческий Олимп, японскую Фудзи, горы Куньлунь в Китае. Порой, как в случае с Меру, Гора была целиком выдуманной.
Наверное, последнюю, по времени, модель Горы-Вселенной предложил Данте Алигьери: на уступах этой возвышенности расположено Чистилище для грешных, но не безнадежных душ, под ее основанием уходят вниз все более страшные круги Ада, а верхушку венчает сияющий Рай...

Эльбрус, одна из священных гор Кавказа, имеет как бы двойственную природу. С одной стороны, это вполне конкретная гора, с «привязанными» к ней мифами.
Согласно грузинскому эпосу «Амираниани», именно к Эльбрусу
приковывают злые духи-каджи богатыря-великана Амирани, победителя богов,
наставника первых людей в кузнечном ремесле.
(Вспомним, что греческого «побратима» Амирани, культурного героя Прометея, тоже приковывают к обрыву где-то на Кавказе.)
С другой стороны, возможно, Эльбрус имеет отношение к грандиозному образу «горы-матери» древних иранцев.
Тысячелетия назад этот чудесный пик называли Хара Березаити; от него, по
учению персов, родились все 2224 земные горы; Хара достигает области
Беспредельного Света, где живет сам Ахурамазда, бог правды и добра.
Кстати, от слова «хара» произошло и наше «гора»... Так вот: иное название «горы-матери» было — Альбордж, в более позднем произношении Эльбурдж, или Эльбурс.
Именно так — Эльбурс — называется сегодня реальный хребет 900-километровой протяженности в Северном Иране, вблизи от побережья Каспийского моря.
Но ведь имя подножия престола Ахурамазды могло относиться и к другой реальной вершине. Есть обоснованные предположения, что это мог быть «наш» Эльбрус.
Недаром эзотерики из германского Черного Ордена СС пытались объявить Эльбрус «святыней истинных ариев»; с их подачи, 21 августа 1942 года на ледяной шпиль горы взобрались горные стрелки из вермахта, чтобы установить там флаг со свастикой...
Но никакие спекуляции не отнимут истинного культурно-исторического значения у тех памятников цивилизации или природы, что издревле овеяны людским почитанием.
Потому и Эльбрус будет всегда стоять в ряду гор, воистину прославленных и священных.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.