Страница 3 из 5
Марк Твен. «Пешком по Европе»
«Коммерческая жизнь Люцерна выражается по преимуществу в торговле всякой дребеденью, именуемой сувенирами: лавки завалены горным хрусталем, снимками видов, резными вещицами из дерева и слоновой кости.
Не скрою, вы здесь можете приобрести и миниатюрную фигурку Люцернского льва. Их тут миллионы.
Но все фигурки вместе и каждая порознь представляют лишь поклеп на оригинал. В величественном пафосе подлинника есть что-то непередаваемое, что копиисты бессильны уловить.
Даже солнце бессильно; у фотографа, как и у резчика, получается лев – и только. Те же формы тела, та же поза, те же пропорции, но неизменно отсутствует то неуловимое нечто, что делает Люцернского льва самой скорбной и волнующей каменной глыбой в мире.
Лев лежит в своем логове на срезе невысокой отвесной скалы, ибо он высечен в горной породе. Фигура его огромна и преисполнена величия.
Голову он склонил набок, сломанное копье торчит из плеча, лапа лежит на лилиях Франции, защищая их.
Виноградные лозы свешиваются со скалы, ветер играет в их листьях, где-то наверху бьет ключ, и прозрачные капли стекают в водоем у подножия скалы, а в неподвижной глади водоема, как в зеркале, качается среди кувшинок отражение льва.
Кругом зеленые деревья и трава. Это уютный, отдохновенный лесной уголок, отрешенный от шума, суеты и смятения, – и все это так, как должно быть, – ведь львы и в самом деле умирают в подобных местах, а не на гранитных пьедесталах, воздвигнутых в городских парках, за чугунными решетками фасонного литья. Люцернский лев везде производил бы большое впечатление, но здесь он особенно на месте…».
Трудно представить, что Швейцария, уже много столетий стоящая в стороне от мировых военных конфликтов, когда-то поставляла Европе лучших солдат!
Вот и сегодня, как и столетия назад, стоят они на посту в своих старинных сине-желто-красных мундирах, храня извечный девиз: «Главное – не потерять доверие народа».
|