Есть исследователи, отрицающие принадлежность Сфинкса к временам Древнего царства Та-Кем и его портретное сходство с фараоном Хафра.
Приходилось встречать утверждения, что великан точь-в-точь походит силуэтом на созвездие Льва, да только не на современное, а на то, каким оно было 17 тысяч лет назад.
Что стоял он в священном центре некоей затонувшей страны, быть может, и самой Атлантиды, – оттого-то волны потопов оставили борозды на камне.
Американский фантаст, основатель «литературы ужасов»
Говард Ф. Лавкрафт сочинил леденящую кровь версию о том, что первоначально Сфинкс, насчитывающий не то что десятки тысяч, а миллионы лет, имел совсем другую внешность и изображал кошмарное божество исчезнувших нелюдских рас; только потом египтяне, напуганные ужасным обличьем сверхдревней скульптуры, придали ей сходство с фараоном.
Наконец, после случившегося 30 лет назад открытия на Марсе некоего объекта, похожего издали на лицо Хор-эм-Хета, энтузиасты объявили о наличии звёздной цивилизации, зачем-то оставляющей сфинксов на разных планетах.
Правда, новые автоматические станции, посланные к Марсу и оснащённые более зоркой фотоаппаратурой, прислали разоблачительные снимки, где «сфинкс» оказывается просто причудливой группой скал. Но мифотворцев не унять…
Впрочем, и без горячих голов, и без сказочных преувеличений Хор-эм-Хет молчаливо загадывает куда более сложные загадки, чем греческая душительница-сфинга.
Что, в конце концов, должен был символизировать двуединый колосс, внезапно открывавшийся во всей своей красе и мощи людям, прошедшим через долгие тёмные коридоры храма? Торжество человеческого начала над звериным, духа над телом, воли над инстинктом?
Боги Та-Кем, как правило, «конструировались» по обратному принципу – человеческие тела и звериные или птичьи головы; не верховное ли божество перед нами, аллегория, которую видели все, но постигали только жрецы?
Есть точка зрения, что собакоголовые и птицеклювые кумиры предназначались лишь для простого народа, – священникам же тайно объясняли, что в идолах олицетворены свойства «единого и невыразимого».
О нём проведал Моше-Моисей, учившийся в жреческой школе Гелиополиса; узнал, чтобы затем учредить единобожие среди своих соплеменников… Не у лап ли Большого Сфинкса зародился древнейший монотеизм, давший начало трём мировым религиям – иудаизму, христианству, исламу?
Молчит Хор-эм-Хет; лишь галдят вокруг и щёлкают фотокамерами несметные туристские толпы. Ничего – он перевидал уже много столь же любопытных, болтливых поколений. Исчезнут и эти. Он – останется…
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.