М
огучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года.
Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок.
Но ни Элькано - главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив.
Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).
26 июля суда обогнули мыс Финистерре. 18 августа суда попали в сильный шторм. На адмиральском судне сломало грот-мачту, но посланные Элькано два плотника, рискуя жизнью, все же добрались туда на маленькой шлюпке.
Пока ремонтировали мачту, флагманское судно столкнулось с судном "Парраль", сломав ему бизань-мачту.
Плавание проходило очень тяжело. Не хватало пресной воды, провизии. Кто знает, как сложилась бы судьба экспедиции, если бы 20 октября впередсмотрящий не увидел на горизонте остров Аннобон в Гвинейском заливе.
Остров был пустынным - лишь несколько скелетов лежало под деревом, на котором была вырезана странная надпись: "Здесь покоится несчастный Хуан Руис, убитый потому, что он этого заслуживал". Суеверные моряки увидели в этом грозное предзнаменование.
Корабли спешно налились водой, запаслись провизией. Капитаны и офицеры флотилии по сему случаю были созваны на праздничный обед к адмиралу, который чуть было не кончился трагически.
На стол была подана огромная, неизвестной породы рыба. По словам Урданеты - пажа Элькано и летописца экспедиции, - у некоторых моряков, "отведавших мяса этой рыбы, зубы у которой были, как у большой собаки, так разболелись животы, что думали, что они не выживут".
Вскоре вся флотилия покинула берега негостеприимного Аннобона. Отсюда Лоайса решил плыть к берегам Бразилии.
И с этого момента для "Санкти-Эспиритус", судна Элькано, началась полоса несчастий. Не успев поставить паруса, "Санкти-Эспиритус" едва не столкнулся с адмиральским кораблем, а затем вообще на некоторое время отстал от флотилии.
На широте 31° после сильного шторма исчез из виду адмиральский корабль. Командование оставшимися судами принял на себя Элькано. Затем от флотилии отделился "Сан-Габриэль". Оставшиеся пять судов в течение трех дней разыскивали адмиральское судно. Поиски оказались безуспешными, и Элькано приказал идти дальше, к Магелланову проливу.