В
Залавругу мы отправились под вечер, — если можно так назвать по-дневному светлое время в конце июня, разгар «белых ночей».
Солнце, правда, висело низко, — но, как оказалось, время для посещения одного из самых загадочных мест Севера было просто идеальное.
Пропылив от Беломорска с полчаса и оставив позади две с виду одинаковых электростанции (одну из которых никто не охраняет, а на другой охранник для проезда отворяет ворота, но предупреждает, что на «объекте» снимать запрещено), оказываюсь у большой прогалины среди леса.
На самом деле, это плоские голые скалы, в которых несложно распознать берег ушедшей реки.
Стоило выйти на «прогалину», как ее каменная поверхность ожила. По ней бежали северные олени, плыли лососи и белухи, двигались лыжники; натягивая тетиву лука, шли охотники, плясали неведомые танцы загадочные человечки.
А вокруг еще какие-то знаки, отметки, следы и совсем уж непонятные фигуры...
Изображения, высеченные на камне несколько тысяч лет назад, в золотых лучах низкого солнца выглядели так, словно только что вышли из-под руки художника.
З
алавруга — лишь часть целого большого комплекса нескольких «галерей». 32 группы петроглифов обнаружены в низовьях реки Выг, в семи-восьми километрах от впадения ее в Сорокскую губу Белого моря.
Всего на островах и островках в русле Выга открыто свыше двух тысяч фигур.
Большая часть их вполне узнаваема — это птицы, звери, лодки, люди. Среди животных несложно распознать лося, северного оленя, белуху, лебедя, гуся, семгу.
Есть и такие фигуры, где видовые признаки зверей почти исчезают. Hемало образов с фантастической окраской.
В целом же, петроглифы-изображения можно разделить на два класса: сюжетные рисунки и знаки, в том числе простейшие геометрические очертания — кружки, овалы, полоски...
Все изображения двумерные, плоскостные, профильные.