Страница 2 из 11
 |
|
Дзонг Друкгел
|
|
 |
|
Участники и зрители представления в честь победы воинов Бутана над тибетцами |
|
Центр городка Паро состоит всего лишь из одной недлинной улицы, застроенной «теремами». Сейчас декабрь, и в долине преобладают тёмные краски.
Трава пожухла, деревья сбросили листву, поля убраны. Но над зелёными склонами гор, густо поросших соснами, белеют припорошённые снегом вершины.
Вдоль быстрой реки едем к другой крепости. Её название говорит само за себя: Друкгел — «Победа бутанцев».
Почти 400 лет назад тут были разгромлены тибетские отряды. Дзонг, как бы вросший в скалу, выглядит и сегодня неприступным, готовым отразить любое нападение. Из крепости замечаю внизу большую толпу. Слышна музыка; наверняка, происходит что-то интересное.
И действительно, мне очень повезло: местные крестьяне дают представление в честь победоносной армии Бутана.
Эта своего рода мистерия исполняется один раз в два-три года. Артисты играют самозабвенно. Несмотря на серьёзность темы, это очень весёлый концерт.
Особенно уморителен старик с бутафорским мечом. Подпрыгивая, он наступает на публику. Заметив моё любопытство, старик потешно замахивается на меня. Я делаю вид, что сильно испугался; все удовлетворенно смеются.
Ещё интереснее наблюдать за зрителями, которые, не переставая, жуют бетель*. На представление собрались жители нескольких деревень. Все женщины кажутся сёстрами из-за одинаковой короткой стрижки.
Атмосфера на празднике очень доброжелательная, спокойная. Место, где даётся представление, окружено солидными крестьянскими домами, по преимуществу, двухэтажными. Их белые стены напоминают картинную галерею.
Особенно сочно выписаны фаллосы в эрегированном состоянии. Ченчо разъяснил, что бутанцы издавна почитают фаллические изображения, как символы плодородия и жизненной мощи. Кроме того, считается, что фаллосы отпугивают от жилищ злых духов.
Действо так увлекло меня, что я и не заметил, как стало темнеть. Надо было возвращаться в Паро, но меня задержали два парня-«артиста». Не переставая жевать бетель, они попросили, причём на весьма приличном английском, сфотографировать их.
Оказалось, что во всех школах Бутана, кроме монастырских, преподавание ведётся на английском языке, а не на официальном бутанском. Последний называется дзонгкха, то есть «язык дзонгов».
Дзонгкха очень близок к тибетскому языку. Кстати, и название «Бутан» (или Бхутан) можно истолковать, опираясь на санскрит, как «окраина Тибета».
Конечно, я сфотографировал моих новых друзей. Я даже запомнил их имена — Чимит Доржи и Палван Доржи. Между прочим, такие же имена можно встретить и в наших «буддийских» республиках — Бурятии и Калмыкии.
|