Страница 9 из 11
|
|
|
Мастер работает над традиционным орнаментом |
|
 |
|
Мемориальный чортен бутанской столицы
|
В Бутане распространён буддийский вариант учения тантры, согласно которому мир зиждется на соединении энергий мужского и женского начал. В здешних храмах божества-мужчины зачастую изображены в обнимку со своими шакти — женскими ипостасями.
Дзонг серьёзно пострадал во время сильного половодья. Сейчас он практически восстановлен. Добрую его половину занимают новые, но ещё не раскрашенные статуи божеств.
В затылках скульптур прорези, через которые следует просовывать в нутро пустотелых статуй бумажки со священными текстами. Кипы таких бумажных полосок с молитвами лежат вдоль стен...
Несколько лам в бордовых одеяниях монотонно-завораживающе читают мантры. Можно сказать, что мне в очередной раз повезло. Ведь в Бутане монастыри крайне неохотно открывают двери для посторонних, а к участию в эзотерических (тайных) церемониях допускаются только посвящённые.
Прежде, чем мы вошли в дзонг, Ченчо повязал через левое плечо длинный белый шарф. Это строгое правило он соблюдал и в Паро, и в Тхимпху. В зависимости от общественного статуса бутанца, цвет шарфа варьируется.
Простые подданные, такие, как Ченчо, имеют право только на белую повязку. А вот по крутым ступеням поднимается пожилой человек с красной лентой через плечо — это какой-то высокопоставленный чиновник. Привилегия носить жёлтые шарфы закреплена только за двумя персонами — королём и чже кхенпо.
Бутанцы в национальных костюмах выглядят импозантно: широкие белые обшлага рукавов, белые подворотники, длинные, достигающие колен, носки... Ченчо продемонстрировал тонкости ношения халата, называемого гхо. Он очень длинный, до земли, но подбирается до колен и подвязывается широким матерчатым поясом на талии.
В результате за пазухой образуется своеобразный карман-сумка, в который можно упрятать много всякого добра: кошелёк, платок, нож, чашку, — да мало ли что! Лет десять назад ношение халата в королевстве было объявлено обязательным.
Это распоряжение даже послужило толчком к беспорядкам. Проживавшие в Бутане непальцы отказывались носить гхо...
Покидаем дзонг по подвесному мосту. Вода в реке настолько чиста, что отчётливо виден каждый камешек на дне. Проносятся огромные косяки форели. Едем вдоль реки выше в горы.
Впереди на склоне холма открывается вид на целую гроздь бело-золотистых монастырей и храмов в изумрудной оправе сосен. Как поясняет мой гид, патрон этой чудо-обители — сам король.
|