П
ромозглый весенний день набросил на плечи Венеции шаль, сотканную из тумана и хлопьев мокрого снега. Площадь Святого Марка пустынна; пахнет сыростью и горечью сжигаемого угля.
Холодный ветер раскачивает и сталкивает между собой накрытые цветастыми тентами гондолы. Желая укрыться от непогоды, я вхожу в небольшой переулок.
Здесь менее ветрено, да и снег почти не проникает между нависшими крышами старинных зданий.
Откуда-то издалека доносится звук трещотки, он становится громче и громче. Неожиданно в переулок входит группа ряженых. Впереди идут взрослые, на них грубые балахоны с накинутыми на головы капюшонами. Вслед движутся дети в более ярких, но таких же грубых костюмах.
Все вокруг оживает; кажется, что я и еще несколько случайных прохожих очутились в Средневековье. Лица и руки ряженых выбелены краской.
В центре шествия на специальном постаменте несут распятие, процессия идет в сторону площади. Как будто испугавшись, перестает идти снег; даже ветер затихает. Шествие движется по периметру площади. Неожиданно из ее недр вырывается глухое песнопение.
У неподготовленных зрителей эта странная группа людей вызывает неприятие и даже суеверный страх... Ряженые, обойдя площадь, скрываются, оставив нас в недоумении. Что это было за представление?
И почему в нем так много детей? Я вхожу в музей Дворца Дожей, где приветливый служитель удовлетворяет мое любопытство. «
Венеция была одной из могущественных держав средневековья.
Все крестовые походы прошли через ее гавани. Корабли везли в Святую землю воинов и паломников, большинство из которых так и не вернулись домой. Было среди них и множество детей. То, что вы видели, — это крестный ход в память о детях-крестоносцах.».
Про себя я подумал о детях, одурманенных религиозным фанатизмом. «В нашем музее множество бесценных произведений, но не забудьте посмотреть картины Босха — «Видения потустороннего мира», — добавил мой собеседник.
Четыре картины «Видений» находятся в небольшом зале. Две из них посвящены спасению душ, две олицетворяют проклятие. Темен, даже черен, фон картин «проклятия»: это мрачный пейзаж, озаренный отблесками пожаров.
Демоны терзают грешников. Альтернатива для праведных и избранных — спасение, вхождение в Царство Небесное. Конечно, эти полотна светлее и составляют зримый противовес «проклятиям»...
И костюмированное шествие детей, и картины «Видений» напоминают о двух дорогах, одна из которых ведет в рай, а другая в ад... Паломничество, по мнению разных религий, — тот путь, который очищает души.
Путь этот многотруден. Наверное, поэтому были так серьезны лица маленьких паломников нашего времени, — дети всегда всерьез относятся к тому, чем заняты...