Страница 6 из 15
С. О. Макаров — командир парохода «Великий князь Константин»
Проходит еще два года плаваний по всей Атлантике, в течение которых Макаров усердно готовится к экзамену на чин офицера. И вот, наконец, в мае 1869 года, блестяще выдержав теоретические и практические испытания, получив высшие оценки по всем предметам, сын матроса получает первый офицерский чин.
Он становится мичманом. За плечами у Степана пять с половиной лет плаваний на одиннадцати кораблях и первая опубликованная научная статья, которую он подготовил еще в девятнадцать лет. Так будет и дальше: очередные звания, должности и одновременно — новые научные работы неистощимого на оригинальные идеи моряка и ученого.
Попав в Балтийский флот, первое свое назначение в звании офицера Макаров получил на броненосную лодку «Русалка», где очень скоро и заявил о себе. Именно благодаря Макарову, названию этого военного корабля суждено было остаться в истории русского флота.
Дело в том, что во время плавания в трудных для судовождения прибрежных водах Финляндии «Русалка» получила пробоину. Корабль едва не затонул, успев приткнуться на мель, и это — несмотря на сравнительно небольшие повреждения и наличие на судне мощных помп.
Наблюдательность и привычка Макарова ко всему относиться серьезно помогли ему увидеть причины катастрофы. Он не только выявил грубые просчеты в конструкции как «Русалки», так и вообще кораблей того времени, но и внес ряд практических предложений, направленных на улучшение плавучести судов. Все было изложено в научной работе, которая не сразу, но была замечена.
После появившегося в прессе положительного отзыва со стороны морских инженеров, командующий эскадрой адмирал Г. И. Бутаков созвал заседание Технического Комитета.
Присутствовавшие на нем виднейшие адмиралы и специалисты-кораблестроители в конечном счете постановили: предложения Макарова одобрить. А подготовленный по его методу специальный пластырь для временной заделки пробоин был рекомендован всем судам русского флота.
Можно себе представить ликование двадцатидвухлетнего самолюбивого изобретателя, детище которого получило название «пластырь мичмана Макарова»! Заметим, что со временем это средство было принято большинством европейских флотов...
|