Страница 1 из 4
 |
|
Наездник энтедон.
Фото Алексея Гумовского
|
|
 |
|
|
|
Насекомые.
Шестиногие наездники
Интересное насекомое — торимид — найдено автором этой статьи на старом каштане рядом с Софийским собором.
Т оримиды принадлежат к числу наездников, откладывающих свои яйца в тело других насекомых, в данном случае — в личинках мелких ос.
Эти осы используют для жилья ходы, оставленные жуками-короедами, — каштан был изрядно источен.
Торимид, со своим необычно длинным яйцекладом, позволяющим дотянуться даже до личинок ос, сидящих глубоко в древесине, — чрезвычайно редкий вид наездника. У нас было найдено всего несколько его экземпляров; в иных местах мира он вообще неизвестен.
Возможно, парк вокруг Софии Киевской — единственное место на планете, где сохранилось уникальное насекомое. А живет оно там издревле; его предков мог видеть великий князь Ярослав Мудрый...
Необычный житель Софийского парка передан для исследования и описания энтомологам Института зоологии и скоро станет известен мировой науке.
Стоит сказать несколько слов и о большом старом каштане, где был найден наездник. Таких деревьев в Киеве все меньше; их следует беречь особо — еще и потому, что каждое подобное дерево служит приютом для целого живого мирка, в который входят и птицы, и насекомые, а иногда и мелкие млекопитающие.
Стоят особого, бережного отношения все киевские «заповедные» уголки: и Старокиевская гора, от которой бежит вниз Андреевский спуск, и гора Лысая — за Выдубичами, и лесистые холмы в Китаеве, и Святошинские пруды, и Голосеево, и зеленый мирок Пущи-Водицы...
Все это — места, где можно найти редкие виды растений и животных. Наша столица, по счастью, сохранившая почти нетронутыми островки природы, в этом отношении неповторима...
Но, поскольку мы начали наш разговор с шестиногих наездников, — о них и расскажем поподробнее.
 |
|
Озеро Вырлица и киевские новостройки
|
|
Впрочем, сначала вообще о насекомых. Нет, пожалуй, — прежде всего другого, об энтомологах...
Кто же это такие? Вы знаете? Приятно! А ведь далеко не многие скажут, чем они отличаются от орнитологов...
Разве что вспомнит кто-нибудь чудака, кузена Бенедикта из романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»; надо же, поймал муху цеце и по этому определил, что корабль с путешественниками попал не в Америку, а в Африку!..
Оказывается, есть такие «кузены Бенедикты» и сейчас! Им даже во сне снятся насекомые — огромные, как птицы...
Энтомологам известно: их крылатые, усатые, многоногие подопечные — это особый мир, доселе неведомый, как другая планета; мир, где постоянно совершаются открытия. Он окружает нас постоянно; везде и всюду, кроме ледяных полюсов, живут мириады насекомых. Их разнообразие трудно представить, а количество...
Достаточно сказать, что насекомых — красивых и ужасных, полезных и вредных, больших и маленьких, легко заметных и скрытых от взгляда человека — больше, чем всех других животных на Земле, вместе взятых!
У всех насекомых — есть строго научные (обязательно латинские!) имена, и число этих имен все время множится. Часто они обозначают просто «рогатый, зеленый, хвостатый»; но бывают и красивые названия, например, в честь греческих богов: «афине», «аполлоне» и многие другие.
Появляются насекомые с такими именами, как «татьяни», «ленини», «шекспири»; есть даже «марксиана» и «ульянови»... Один из наездников получил имя, которое переводится, как «чудо-юдо».
А недавно появилось описание новооткрытого насекомого, названного «акуна матата». Помните? Ну, конечно же! Это девиз друзей-зверей из диснеевского мультфильма «Король-лев» — буквально: «А мне все по фиг!»...
<< [Начало] < < 1 2 3 4 > > [Конец] >> |