Назад в прошлое
|
|
Содержание рубрики
|
Чудеса рассеяны в веках...
|
Cамые ранние из известных нам цивилизаций располагали высокими знаниями, не совместимыми с уровнем культуры, характерным для архаических эпох. Но знания эти, всегда отрывочные и весьма неполные, никак не влияли на жизнь общества. |
|
Шамбала и Агартхи — гималайские бункеры?
|
Финал «потопных» мифов сходен в разных концах света: истрепанный бурями ковчег по волнам мелеющего моря причаливает к высокой горе. И там, на горе или вблизи от нее, поселяются спасшиеся.
Герой сказаний Междуречья, богатырь Гильгамеш, после смерти своего ближайшего друга Энкиду решает во что бы то ни стало найти секрет бессмертия. В поисках Гильгамеш доходит до горной страны по имени Машу. За этим грозным хребтом, на краю света проживает его предок Утнапишти, некогда построивший ковчег и спасшийся от наводнения. Сквозь горы Машу ведет прорубленный неведомо кем проход, а охраняют его люди-скорпионы. Ничего удивительного в этом нет: ведь в глубине гор, в пещере живет сам бог Шамаш, Солнце, и отсюда его торжественно выводят по утрам светить на небе! Но Гильгамешу все же удается пройти таинственным ходом. По пути он любуется роскошными подземными покоями, «каменными садами». А за хребтом Машу, за «водами смерти» ждет его встреча с шумерским Ноем... Легенды об убежищах, вырытых в горной породе или построенных из могучих глыб для того, чтобы спасти хоть малую часть населения, так же повсеместны, как сюжеты о ковчеге. Убежище Вару строит культурный герой иранского эпоса, Йима. Племена Сьерра-Невады рассказывали о пришельцах с океана, которые, желая спастись, строили высокие крепкие башни. У инков местный «Ной» спасается не на корабле, а в наглухо запечатанной пещере... Пожалуй, самый богатый и разработанный «убежищный» эпос существует в странах Юго-Восточной Азии. Надо полагать, именно с этой темой связаны образы сокровенных городов, известные индийцам и китайцам, тибетцам, монголам, жителям затерянных гималайских государств, — городов Шамбала и Агартхи, то ли находящихся в «других измерениях», то ли спрятанных под толщей гор. О Шамбале упоминают еще Пураны, индийские священные книги примерно двухтысячелетней давности. Об этом же загадочном городе (а может быть, и стране) говорится в тибетской книге «Бон», в буддийских канонах «Ганджур» и «Данджур». Португальские миссионеры-иезуиты, находившиеся в Тибете свыше двухсот лет назад, отзывались о Шамбале, как о действительно существующем месте, куда знают ход отдельные посвященные ламы. Это — подземная страна, где люди не ведают зла, войн, болезней, старости; там все богаты и счастливы, там собраны удивительные знания и работают странные механизмы. Античный писатель Флавий Филострат, прославившийся своей книгой о великом маге Аполлонии Тианском (І век), сообщает в этой книге, что однажды Аполлоний предпринял путешествие в Индию. Там, среди гор, маг обнаружил некий холм, на котором стоит крепость, где обитают удивительные мудрецы, «по желанию становясь то видимыми, то невидимыми. Есть ли у крепости ворота, узнать невозможно, ибо облако вокруг нее не позволяет увидеть, повсюду ли стена глухая или где-то имеется просвет». Аполлонию все же удалось попасть внутрь чудо-крепости: там, на пиру, он увидел признаки полного равенства всех мудрецов, а также утварь, напоминающую о робототехнике: самодвижущихся медных кравчих... Сведения о гималайской обители доходили до Николая Пржевальского; в ее реальности был убежден историк, художник и философ Николай Рерих. Вот отрывок из его путевых заметок, сделанных в 1920 годах. Действие происходит в горах Монголии. «Лама, проводник каравана, платком завязывает себе рот и нос. «Почему? Ведь день не холодный. «Теперь уже необходимы некоторые предосторожности, мы приближаемся к заповедным областям Шамбалы. Скоро мы встретим «сур», ядовитый газ, которым охраняется граница Шамбалы». Еще цитата: «Один из бурятских лам поднимает руку к голубому небу. Что там такое? Белый воздушный шар? Аэроплан? И мы замечаем: на большой высоте что-то блестящее движется в направлении от севера к югу. Из палаток принесены три сильных бинокля. Мы наблюдаем объемистое сфероидальное тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба... Весь лагерь следит за необычным явлением, и ламы шепчут: «Знак Шамбалы». Нельзя забывать и о том. что именно в этом регионе, на стыке Индии и Тибета, возникли и оригинальная традиционная медицина, и йога, и феномен иглоукалывания. Может быть, убежище атлантов веками «подпитывало» умы местных мудрецов? Мы очень далеки от мысли, что Шамбала или иной скрытый центр, как о том пишут восторженные мистики, могли непосредственно влиять на судьбы мира, определять ход истории. Такой силой обладает лишь сама общественная практика человечества. Но не исключено, что правы те, кто утверждает: великие духовные учителя, от Будды до Христа, проходили посвящение в тайных ашрамах гор Юго-Востока... Легенда о подземных городах, где творятся чудеса и живут святые, могущественные люди, получила распространение и в России, главным образом среди староверов. Они называли обетованную страну Беловодьем и даже пытались добраться до нее. Впоследствии выяснилось, что сказания о Беловодье имеют в своей основе не столько шамбалийский миф, сколько сведения о поселениях христиан-несториан, изгнанных из Византии за их «еретические» убеждения и расселившихся, в том числе, и на Востоке. Не менее популярными на Руси стали предания о счастливом и полном всяких диковин царстве праведного «царя-пресвитера» Иоанна. Согласно тексту Волоколамского списка XV века «Сказания об индийском царстве», помянутый Иоанн даже передал через посла византийскому императору Мануилу хартию, где были такие слова: «Невозможно тебе описать моего царства и всех чудес моих». К русским мифам о сокровенных царствах или городах примыкает также повесть о невидимом граде Китеже, якобы спрятанном святыми силами от монгольского нашествия. Там теперь озеро, но особо чистым душам и сейчас дано видеть сквозь воду маковки церквей Китежа, слышать колокольный звон... Только ли в Тибете или Гималаях «цивилизация магов», предвидя приближение астероида, вырыла свои бункеры? Вот интересный для нас отрывок из «Повести временных лет»: «Теперь же я хочу рассказать о том, о чем слышал четыре года назад (в 1114 г. — А. Д.) от Гюряты Роговича, новгородца, который поведал так... Есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железа, и если кто дает им нож ли, или секиру, они в обмен дают меха. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса». Как понять это странное сообщение новгородского купца из «земли Югорской» — с крайнего севера? Может быть, перед нами цветистая ложь землепроходца, вроде рассказов Синдбада Морехода? Но уж больно реалистичны детали. Язык «жителей горы», непонятный приходящим, мало характерен для сказки: в сказках-то все говорят на одном языке, и люди, и звери, и волшебные существа! Пусть такое предположение почти невероятно, — но, может быть, перед нами документальное описание трагического конца многотысячелетнего заполярного убежища? Источенные временем, рушатся каменные своды; и вот уже последние потомки «допотопных» людей пытаются добыть инструменты, чтобы выйти из ловушки! Не вышли, надо полагать... |
Загадки рукотворных пещер
|
Но довольно мифов, сказок и рискованных гипотез. Обратимся к фактам.
В Перу, высоко на склонах Анд стоит заброшенный город Мачу-Пикчу. Жизнь в нем прекратилась с приходом испанцев, но сам город заложен неизмеримо раньше. Путь к нему очень труден. Дома города чрезвычайно прочны, их стены собраны из огромных, тесно пригнанных блоков камня. Мачу-Пикчу бесполезен, как военная крепость, он ничего не защищает. И тем не менее, это идеальное высокогорное убежище: по некоторым сведениям, в годы испанского завоевания там укрывался принц инков... А может быть, Мачу-Пикчу и был основан, как убежище, но не от людей, а от волн океана или землетрясений во время предсказанной жрецами катастрофы? Или построен уже после потопа — как место спасения на случай грядущих катаклизмов? Инки верили в их цикличность. В Андах же, на горе Уакаран, были обнаружены «запечатанные пещеры» из инкских легенд — подземные ходы, запертые чудовищными каменными дверьми: восемь метров высотой, пять шириной и толщиной в 2,5 метра! Один из разветвляющихся тоннелей, выложенный плитами, ведет к морю, проходит на глубине 25 метров под его дном (!) и заканчивается под островом Уакале. Запасной выход?.. В Турции раскопаны подземные города, насчитывающие не менее 25-30 веков. Один из них, у деревни Каймакли, уходит вглубь семью этажами. Лабиринт специальных шахт и ходов обеспечивает прекрасное кондиционирование воздуха. В городе — тысячи жилых квартир, и в каждой из них нечто вроде ванны. Другой город, возле Деринкуйю, имеет 13 этажей глубины; в нем могло обитать двадцать тысяч человек. Здесь тоже есть квартиры для отдельных семей, а также большие общественные помещения, хлевы для скота, винные погреба. Ходы запирались почти как у инков, многотонными дисками из камня. Город пуст, в нем не найдено ни одного скелета. Куда девались жители? Кем и для чего был выдолблен в толще туфа этот грандиозный комплекс? Что, если начало Каймакли и Деринкуйю было положено до потопа?.. Пирамидальные постройки, называемые «местами спасения», существуют на Гавайских островах; их возраст, по-видимому, очень велик. На юго-западе от столицы Мальты, города Валетты, туристам показывают Тарксиен, или Гипогеум — трехэтажное подземное сооружение сложной планировки, с необыкновенной акустикой, усиливающей любой звук. Глубина превышает двенадцать метров. Кое-кто из исследователей полагает, что Гипогеум древнее пирамид Гизы, — но похоже, что его стены и колонны обработаны чем-то более совершенным, чем молотки из кремня... С ними искал связи Гитлер В вопросе «культуры убежищ» еще очень много неясного и спорного, — но все же заманчиво попытаться объяснить внезапные вспышки научно-технического прогресса в разных концах Земли вмешательством уцелевших представителей працивилизации. Они укрыли себя, свои книги, лаборатории и машины под надежным покровом скал, — но почему же, все-таки, не вышли наверх, когда успокоились стихии? Вряд ли все бункеры, до единого, постигла судьба убежища, виденного Гюрятой Роговичем, — тем более, о Шамбале и Агартхи, как живых и действующих духовных центрах, еще в начале прошлого века писали и Николай Рерих, и Фердинанд Оссендовский, и другие знатоки Центральной Азии... Может быть, потомки погибшей расы добивались полной конспирации, прятались от местного населения, — но почему? И каким образом случились тогда «утечки» знаний? На все эти вопросы нет пока ответов, и вряд ли скоро ответы появятся. Мы ничего не знаем об уничтоженной 12 тысяч лет назад цивилизации, о ее социальном устройстве, законах, обычаях. Можно предполагать, что это, безмерно древнее, общество было обществом жестокого угнетения, вероятно, теократическим и рабовладельческим, агрессивно воинственным. Об этом прямо говорит «отец атлантологии» Платон, об этом же косвенно свидетельствуют Библия и другие своды мифов, рисуя хозяев «допотопной» Земли предельно жадными и развращенными. Надо полагать, именно с тех времен тянется старейшая на Земле традиция — посвященческая, предписывающая передавать важные сведения только лицам, получившим особую инициацию. Отступая вглубь веков, мы находим все более строгую монополию на знания, все более замкнутый круг допущенных к ним лиц. Считается, что Шумер и Египет имели наследственную связь с працивилизацией, были последними побегами на ее срубленном стволе. А в этих странах, по словам итальянского историка религии Амброджо Донини, «жрецы были объединены в могущественные религиозные ордены, они монопольно владели письменностью, вели счета и вершили суд». Что, если катастрофа погубила именно беспощадную теократию во главе со жрецами-учеными, жрецами-техниками? Более всего они опасались, что подвластные им механизмы, силы и энергии могут попасть в руки «непосвященным», первобытным племенам подвластной Земли; боялись конкуренции и после потопа, отсиживались в бункерах, ожидая некоей благоприятной ситуации, которая позволит выйти и снова подчинить себе планету. Недаром французские исследователи Луи Повель и Жак Бержье утверждают, что с гималайскими убежищами активно искала контакта верхушка Третьего райха: свой своего видит... «Однополюсного» мира быть не может Между прочим, именно социальным устройством «Атлантиды», или как бы там ни называлась страна «исполинов», а не иными причинами, может объясняться тот факт, что сведения о ней сбереглись исключительно в мифах, а археологам удается выкопать лишь какой-нибудь гальванический элемент. В самом деле: не дай Господь, случись нечто, подобное удару астероида, с нашей, современной цивилизацией, — ведь она никак не сможет исчезнуть полностью! Надо какому-нибудь космическому бульдозеру сгрести начисто всю поверхность материков, чтобы до будущего не дошли остатки стадионов, аэродромов, портов, плотин гидростанций; не сохранились фундаменты зданий, рельсы железных дорог... и миллиарды непортящихся, более стойких, чем пирамиды, полиэтиленовых пакетов! А от працивилизации — ничего... Не потому ли, что, во избежание потери секретности, все заводы и мастерские были собраны в одном месте, сконцентрированы на каком-нибудь острове или архипелаге... в районе Мексиканского залива?! В остальные же точки Земли техника попадала только вместе с карательными экспедициями. Взрыва большого метеорита оказалось достаточно, чтобы все материальные приметы культуры перестали существовать... Не исключено, что вернуться на поверхность земли мешала и ненависть аборигенов, воспрянувших после исчезновения страшной заморской метрополии, с ее «летающими драконами» и оружием «Брахмаширас». А утечки сведений? Их можно объяснить по-разному. Во-первых, случайностями, неизбежными за много тысяч лет. Во-вторых, позицией наиболее разумных и дальновидных обитателей убежищ, понявших, что надо воспитывать царско-жреческую «смену» из представителей некогда покоренных рас. Вспомним, что, согласно той же индийской мифологии, герой Арджуна семь лет обучался владению небесным сверхоружием во дворце самого бога-громовержца Индры... Наконец, идеология расистов-«избранных», хотя бы некоторых из них, могла сильно измениться за века сидения в пещерах, пусть даже и комфортабельных. Не поставил ли кто-нибудь из «махатм», подземных мудрецов, перед собою задачу просвещения отсталых народов планеты?.. Есть, правда, еще одна причина, по которой могли попасть в эпос образы кошмарного оружия и летающих машин. Похоже, что власть над миром пытались восстановить. Потому и смешивались времена, и обрушивались последние ядерные снаряды на воинов с луками и копьями, на их слонов и запряженные конями колесницы; и откопанные в каком-нибудь хранилище, уже не подлежащие ремонту танки в последний раз шли на глиняную вавилонскую крепость... Но вернуть первенство и власть не удалось. Если и теплится ныне жизнь в каком-нибудь гималайском бункере, то, скорее всего, тихая и сведенная к чисто научным, просветительским, может быть — религиозным занятиям... Мировые империи, утверждаемые мощью оружия, созидаемые за счет разницы в техническом развитии между «избранным» народом и прочими землянами, — в любом случае обречены на крах и памятную потомкам гибель. Такой урок не худо бы извлечь из глубокого прошлого тем, кто сегодня вновь пытается сделать мир «однополюсным»... Что же касается научно-технических «допингов», рассеянных по континентам и векам, — честно говоря, они почти ничего не принесли людям. Настоящий прогресс начинался только тогда, когда к его необходимости приводило развитие общественных отношений. Календари, рассчитанные до миллионных долей секунды, чертежи реактивных турбин, космологические модели — все это осталось лишь курьезами. Абсолютно все реальные, полезные достижения человечества вполне самостоятельны. * См. «Вокруг света» №№ 8 и 9, 2003 год. ** См. подробнее в «Вокруг света» № 3, 2002 год. |
|
•
Мир ГЕО — эволюция жизни. Путешествие к динозаврам •
|