|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
Большой арабский базар
|
Арабский базар
просыпается рано. При первых лучах солнца в его сторону уже тянутся люди.
Это торговцы, ремесленники, уборщики, разносчики и грузчики, — словом,
все те, кому рынок дает работу.
Голос утреннего базара — это грохот поднимаемых жалюзи, стук колес тележек, на которых везут газовые баллоны, шелест метущих веников, перемежаемый звуком выплескиваемой наземь воды. Позднее возникают запахи свежего кофе, молотого имбиря, горячего хлеба. Часов в пять утра все мечети, расположенные как на базаре, так и вокруг него, начинают перекликаться голосами муэдзинов, призывающих правоверных на молитву. Завершив положенные омовения, мусульмане направляются в мечеть, чтобы совершить первый утренний намаз. Вскоре открываются лавки. Пока нет покупателей, надо все привести в порядок: стереть пыль и разложить товар, вывесить вороха цветастых платков, расшитых разноцветными нитками и золотым сутажом платьев, связки рыжих кожаных сумок и поясов; расставить узкогорлые медные кувшины. В соседнем ряду жалюзи еще не поднимали, но и там уже идет работа: ювелиры достают из сейфов подносы с кольцами и замысловатыми сережками в виде люстр, нанизывают на горизонтальные стержни пузатые золотые браслеты. Настоящий покупатель придет позже, но надо подготовить витрины. Уличные торговцы на двухколесных тележках развозят плоские бублики с тимьяном и зернышками кунжута на румяной поверхности. Те из продавцов, кто не позавтракал дома, уже пьют кофе, посылают рассыльного в ближайшее кафе за вареной фасолью. Около полудня снова слышится голос муэдзина. Пора вновь обратить свои взоры в сторону Мекки. Заторопились собеседники из ближайшей кофейни. Но, несмотря на время намаза, толпа на рынке не убывает, — поэтому на моление из лавок отлучаются, как правило, только пожилые люди. Базар работает даже во время рамадана. Войдя в лавку, можно обнаружить ее владельца, совершающего намаз рядом с прилавком, ибо в период поста правоверным особенно не рекомендуется пропускать время молитв. В таком случае не стоит беспокоить торговца. Вообще, рамадан — не лучшее время для общения с мусульманами, которые постятся от рассвета до заката. |
«Рот и уши»
|
Торговля занимает
в мусульманской цивилизации исключительно важное место, и ее роль в
жизни общества не исчерпывается экономической функцией. Торговля всегда
была почетным делом, ведь ею занимался сам пророк Мухаммед, водивший
караваны с товарами из Мекки в Южную Сирию.
Его жена, богатая купчиха Хадиджа, была экономически самостоятельна и пользовалась уважением среди сограждан. Ее положение в мекканском обществе было настолько прочным, что она сама предложила Мухаммеду, который был моложе Хадиджи почти на 16 лет, стать ее супругом. Абу Бакр, первый из плеяды праведных халифов, выбранный преемником Мухаммеда после смерти пророка, имел свою лавку на базаре в Медине. Когда он был вынужден расстаться с лавкой, мусульмане решили выплачивать ему пенсион, чтобы возместить потери от ликвидации дела. Более того, Мухаммед в своих проповедях отводил важное место торговле, считая ее достойным занятием для мусульман. Халиф Умар ибн аль-Хаттаб, чья деятельность на посту главы мусульманской общины охватывала различные сферы жизни, призывал арабских воинов, которые селились в завоеванных городах, заниматься ремеслом и торговлей. «И пусть никто из вас не отказывается от добывания хлеба насущного и не просит: «Господи, подай мне!» — знайте, что небо не прольет на вас дождь золота и серебра!..» Швейцарский востоковед Адам Мец писал, что уже с Х в. «богатый купец превращается в носителя мусульманской культуры», что «значительная часть отваги и энергии той эпохи удалилась на базары и в конторы, там же жила и добрая порция поэзии с ее романтическими возможностями и побуждениями». Постепенно возникли правила торговли и своеобразная этика, регулировавшая отношения между купцами. Базар стал феноменом общественной жизни средневековья. Он имел и социальный, и профессиональный облик, здесь формировалось общественное мнение. Образно говоря, базар — «рот и уши» мусульманского общества, ибо это не только место торговли и ремесленного производства, но и центр духовного и культурного обмена, притягивающий людей, подобно магниту. Формирование архитектурного облика большинства арабских городов начиналось с организации торгового пространства, то есть строительства торговых рядов, складов, мастерских, караван-сараев, а также с возведения культовых зданий — мечетей, медресе и т. д. Еще в античные времена интересы базара учитывали при планировке новых городов и прокладке магистралей. Как правило, дороги к воротам в крепостных стенах шли от базара. К большим ярмаркам готовились заранее, ведь они должны были принять огромные караваны, обеспечить людей ночлегом, а животных — свежим кормом. Следовало очистить караван-сараи, подготовить их к приему товаров; затем, выгрузив, оценить товары и взять за них пошлину, прежде чем выставлять на продажу. Вот как описывает вечер накануне большого базара Леонид Соловьев, автор знаменитой повести о Ходже Насреддине. В детстве он прожил несколько лет в ливанском городе Триполи, где его родители работали в школе Российского Православного Палестинского общества. «Завтра предстоял большой базар — и один за другим шли мягкой поступью верблюжьи караваны, исчезали в темноте, а воздух был все еще полон мерным медным и печальным звоном бубенцов, и когда затихали в отдалении бубенцы одного каравана, им на смену начинали стонать бубенцы другого, вступающего на площадь, и это было нескончаемо, словно сама темнота над площадью тихо звенела, дрожала, переполнившись звуками, перенесенными сюда со всех концов мира. Здесь — невидимые — стонали бубенцы индийские и афганские, аравийские, иранские и египетские…». Практически все халифы заботились о торговле. Известно, например, что в Каире арабские поселенцы построили дом для халифа Умара. Но правитель, прославившийся своим аскетизмом, не собирался жить в городе, поэтому передал жилье в распоряжение базара. Любопытно, что перестройка старых исторических центров, таких, как Дамаск, Каир, Халеб, в связи с потребностями развивающихся ремесел и торговли, привела к появлению мечетей нового архитектурного типа, которые как бы «встраивались» в существующий ансамбль вместо ветхих или обрушившихся зданий. Несведущий европеец обычно не замечает небольшого портала, зажатого между лавками, — а между тем, за ним находится дворик с непременным бассейном для омовений, с местом для обуви, которую оставляют перед входом в мечеть. И хотя эти маленькие мечети построены на деньги ремесленного цеха, совершить в них намаз может любой мусульманин. |
|
Батист — это престижно
|
|