|
Земля людей
|
|
Содержание рубрики
|
«Дом бога»
|
Со временем в таких
местах стали строить специальные «павильоны для почитания» — хайдэн, где
просящие божеств о милости могли бы укрыться от непогоды при совершении
обрядов.
Иногда над святынями сооружали укрытия, называвшиеся «павильонами для божеств» — синдэн или «главными павильонами» — хондэн. Если обожествлялась реальная историческая личность, то ее «телом» чаще всего служили предметы, принадлежавшие ками в его прежней, человеческой жизни: одежда, оружие и т. д. Впоследствии широкое распространение получила практика, когда святилища наиболее почитаемых ками стали возводить во многих местах. Например, святилищ божества рисоводства Инари сейчас насчитывается более 20 тысяч! Но изначальным «телом» Инари считают гору поблизости от Киото... Несомненно, в каждой местности Японии был собственный ками — покровитель земледельцев. Но со временем слава о том, что среди всех божеств именно Инари помогает лучше всего при выращивании риса, привела к тому, что его святилища стали создаваться повсюду. В таких «дочерних» святилищах (не только Инари, но и других популярных ками) и стали в качестве «тел» чаще всего использовать круглые камни или бронзовые зеркала, установленные в главном павильоне. Иногда в крупных святилищах, кроме названных выше строений, имеются еще и отдельные «павильоны для подношений» — хэйдэн, где проводят особо торжественные ритуалы, а также «павильоны для ритуальных танцев» — кагурадэн. Но такую роскошь могут себе позволить немногие общины. Однако, как бы малозначительно ни было святилище, при входе на его территорию обязательно высятся священные врата — тории, состоящие из двух столбов и двух поперечных балок с чуть загнутыми вверх концами. Именно эти врата обозначают границу священного «чистого» пространства. Что больше всего «любят» японские ками? Чистоту — харэ. Чистота во всех проявлениях, начиная от элементарного отсутствия грязи и пыли и заканчивая чистотой помыслов, является альфой и омегой синто. Мягко отсвечивают соломенной свежестью циновки-татами внутри святилища, всегда вымыты доски опоясывающих галерей, аккуратно выровнен белый гравий, покрывающий дорожки. Да и сам «дом бога» должен перестраиваться как можно чаще, радуя своих божественных обитателей запахом свежеструганной (и, значит, чистой!) древесины. Белый цвет — символ чистоты — любимый цвет японских богов. Поэтому белы одежды священнослужителей, а белый вареный рис, как, впрочем, и изготовленное из него рисовое вино, сакэ, — лучшие подношения ками. |
Старясь понять Синто
|
Приближаясь
к святилищу, вы обязательно обнаружите наполненный чистейшей проточной
водой каменный резервуар для символических омовений. Только омыв руки
и прополоскав рот, можно отважиться нарушить покой богов своей просьбой.
Да и само святилище зачастую окружено струящимися потоками воды. Чаще всего, это небольшая вымощенная камнем канавка, порою пересыхающая в жаркое время. Но иногда это настоящие реки, как в древних чтимых святилищах Исэ или Кумано. Сейчас через них перекинуты мосты, — а в древности паломники должны были переходить реку вброд, тем самым совершая на ходу обряд очищения. Старясь понять синто, мы должны мыслить самыми наглядными и очевидными образами. Ведь именно так воспринимали мир древние японцы, для которых просто не существовало различия между чистотой физической и моральной. Ключ к пониманию синто — в самых простых противопоставлениях: день — ночь, свет — тьма, жизнь — смерть, здоровье — болезнь, чистота — грязь, прямота — кривизна, правда — ложь и т. д. К первым надо стремиться, вторых — избегать. Смерть и все, с ней связанное (болезни, раны и т. д.), есть самый большой источник загрязненности — кэгарэ. Поэтому на территории синтоистских святилищ вы не найдете могил. Даже если обожествляется реальный исторический персонаж, его тело будет похоронено или предано огню в другом месте, — скорее всего, в буддийском храме. Именно распределением между собой «обязанностей» объясняется мирное сосуществование синто и буддизма на протяжении многих сотен лет. Сфера синто — это жизнь и судьба общины в целом; буддизму же отдана на откуп забота о судьбе индивида после смерти. Избавляются от духовной загрязненности точно таким способом, к которому прибегает каждый из нас в борьбе с грязью обыкновенной. То есть, надо вымыться. Ритуальное омовение называется в синто мисоги; оно должно происходить после контакта с любым загрязняющим объектом или после пребывания в состоянии, вызывающем кэгарэ. Вместо воды можно использовать и соль. Всем, пришедшим на похороны, хозяева вручают завернутую в лист бумаги щепотку соли, которой надо посыпать себя сразу же, как покидаешь место траура. Если же загрязнение слишком сильно либо застарело, накопилось и перешло в разряд так называемых нарушений — цуми, прибегают к помощи синтоисткого священника — каннуси. Он проводит более сложный обряд очищения — хараи, во время которого символически сметает с человека всю грязь, размахивая специальным жезлом со множеством прикрепленных к нему узких полосок белой бумаги, весьма напоминающим обычную метлу. Этот, более действенный, обряд очищения проводится также перед важнейшими ритуалами и призван обеспечить надлежащую степень чистоты для всех его участников. |
|
Каждый волен «отпустить вожжи»
|
Как Слово каннуси, которым называют
синтоистских священнослужителей, означает дословно «обладающий ками».
Пусть век повелителя нашего Длится тысячи лет — Пока маленький камешек Не станет огромной скалой И не покроется мхом. |
|