Описание: |
Сынбас — олений камень.
...У подножия заросшего лесом холма стоят три палатки. Это археологи Бийского краеведческого музея. Старший научный сотрудник Борис Хатмиевич Кадиков показывает мне фотографии алтайских петроглифов, на которых изображены олени.
Голова у них, как у птиц, вытянута вперед, рога, словно крылья, закинуты за спину, а на концах рогов сияет солнце. Вся фигура оленя выражает полет, свободу. Он словно в танце завис над землей, а ноги его собраны в пучок, как в галопе.
— Откуда в них столько экспрессии? — спрашиваю я, возвращая фотографии Кадикову.
— Из этих вот самых рогов, — отвечает Борис Хатмиевич. — Весной они очень мягкие, наполнены кровью, а в критических ситуациях выбрасывают в организм огромное количество энергии. В этот период олень спокойно уходит от любой волчьей стаи. Он способен бежать без устали не десятки, а сотни километров.
— Сколько лет этим рисункам?
— Две с половиной тысячи. Именно в это время на гигантских просторах Евразии обитали племена, которых китайцы звали «юэчжи», а иранцы — «саками». Тотемным животным у саков был благородный олень. Его так и звали: сак, сака.
— Олень был у них мерой всех вещей?
— Именно так! У саков были солнечные календари и часы-гноманы в виде вертикально вкопанной стелы. Таких камней весом в несколько тонн полно и у нас на Алтае, и в соседней Монголии, и в Казахстане. И когда спрашиваешь местных жителей — что это такое? — тебе отвечают: «сын-бас» — оленный камень. На них имеются великолепные изображения оленей. Но прежде всего — это календарь.
— Календарь?
— И не только. Вот мы говорим: соха, сохатый. Сохой пашут. На Памире до сих пор пашут оленьими рогами. У них соха сделана из оленьих рогов. И вот вам готовая пара: олень, как тягловое животное, и его рога — для вспашки земли.
На некоторых петроглифах можно разглядеть элементы сбруи. Олени и лоси настолько близки к человеку, что на некоторых наскальных рисунках изображена женщина, а над нею возбужденный марал. То есть связь на тотемном уровне. |
Оценка: |
|